Регионы занижали тарифы на медпомощь в первичном звене

Федеральный фонд ОМС (ФОМС) заявил о занижении подушевых нормативов на медицинскую помощь в первичном звене в сельской местности. В первую очередь это касалось финансирования сельских медучреждений, центральных районных, районных и участковых больниц, включая единственные медорганизации в населенном пункте, следует из отчета о результатах деятельности фонда в прошлом 2024 году, с которым ознакомился «МВ».
Расчеты приводятся в сравнении с подушевыми нормативами для медорганизаций, обслуживающих взрослое городское население. При планировании медпомощи в системе ОМС к сельским медучреждениям также необоснованно применялись понижающие коэффициенты.
В ФОМС также отмечают другие нарушения, которые допускали регионы при формировании территориальных программ госгарантий (ТПГГ) в 2024 году — некорректное распределении медорганизаций по уровням помощи и отсутствие планирования расходов на репродуктивную диспансеризацию граждан фертильного возраста.
Отчет опубликован в свежем номере журнала «Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации». Авторы проанализировали доходы и расходы системы ОМС, а также наиболее распространенные нарушения, связанные с формированием тарифов на медицинскую помощь. Данные собирались на основе анализа соответствия тарифных соглашений базовой программе ОМС. |
Пониженный подушевой норматив финансирования ниже базового уровня по субъекту и пониженные коэффициенты устанавливали также для федеральных и негосударственных клиник, которые были единственными в населенном пункте. Те же нормативы были выше для аналогичных медорганизаций в крупных городах.
Занижались относительно норматива в ТПГГ базовые ставки тарифов на медпомощь, которая оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара. Финансовое обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов планировалось без учета отдельного повышающего коэффициента, рассчитываемого с учетом доли женщин репродуктивного возраста; в региональных программах отсутствовали тарифы на репродуктивную диспансеризацию, медико-психологическое консультирование медицинскими психологами и маммографию с использованием искусственного интеллекта.
Среди других распространенных нарушений: проведение посмертных патолого-анатомических вскрытий за счет средств ОМС; занижение тарифов на проведение отдельных диагностических и лабораторных исследований (КТ, МРТ, УЗИ сердечно-сосудистой системы и др.) относительно норматива финансовых затрат, установленного в территориальной программе госгарантий. Перечень групп заболеваний, состояний с оптимальной длительностью лечения до трех дней не соответствовал ТПГГ на 2024 год.
В начале года в Счетной палате заявили о необходимости выстраивания более прозрачной и сбалансированной тарифной политики в системе ОМС. Наибольшую обеспокоенность надзорного органа вызывает первичная медико-санитарная помощь, которая финансируется по подушевому нормативу на прикрепившихся граждан. Поскольку методика их расчета централизованно не установлена, они считаются по остаточному принципу и разнятся от региона к региону. То есть фактически субъекты используют первичное звено как буфер для компенсации дефицита средств в системе ОМС. По этой причине к их формированию могут подключить Федеральную антимонопольную службу, писал «МВ».
«Нужен разумный какой-то целевой ограничитель, при котором ниже определенной нормы нельзя снижать ресурсы для первичного звена», — заявила тогда заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова.
Расходы российских регионов на борьбу с раком различаются более чем в десять раз, подсчитали недавно во Всероссийском союзе пациентов. Меньше всего средств из бюджета в расчете на лечение одного пациента получили Пензенская и Курская области, больше всего — ЯНАО и Калужская область. В организации видят тенденцию к снижению планируемого финансирования.
Нет комментариев
Комментариев: 0