Платные услуги и конфликт интересов

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:
– Из п.2 Правил предоставления медорганизациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 736 от 11.05.2023, следует, что исполнителями при оказании платных медуслуг могут выступать либо медорганизации, либо индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Соответственно, медработники, работающие по основному месту работы в государственных медучреждениях, вправе оказывать (участвовать в оказании) платных медуслуг не по основному месту работы посредством трудоустройства к исполнителю платных медуслуг либо путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и последующего получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Это ограничение обусловлено тем, что медицинская деятельность в силу ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» требует лицензирования и получения гражданином, оказывающим платные медуслуги, соответствующей лицензии.
Исходя из ст.60.1 и 282 Трудового кодекса РФ, если медработник трудоустроен по основному месту работы в государственное медучреждение, то работа у иного лица, в том числе в иной медорганизации, будет для него работой по совместительству. Из указанных статей следует, что работа по совместительству выполняется в свободное от основной работы время, то есть по общему правилу работа по совместительству у другого работодателя не требует получения одобрения от работодателя по основному месту работы или его (работодателя) уведомления.
Осуществление медработником в свободное от работы время медицинской деятельности, в том числе оказание платных медуслуг, в качестве индивидуального предпринимателя по общему правилу также не требует получения одобрения или уведомления работодателя по основному месту работы.
Исключением могут быть случаи, когда работа по основному месту работы и оказание (участие в оказании) медицинским работником платных медуслуг приводит к конфликту интересов (образует конфликт интересов).
Ст.10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Эта обязанность распространяется не только на граждан, прямо перечисленных в ч.3 ст.10 закона, но и на иные категории в случаях, предусмотренных федеральными законами. На медработников обязанность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возложена ст.75 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан», предусматривающей уведомление в письменной форме руководителя медорганизации о возникновении у них конфликта интересов.
Помимо этого, в соответствии со ст.50, 123.21, 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также ст.9.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» государственное бюджетное учреждение здравоохранения – это некоммерческая организация. Ст.27 закона № 7-ФЗ устанавливает обязанность руководителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения и его заместителей принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, уведомляя о личной заинтересованности орган управления некоммерческой организацией или орган надзора за ее деятельностью.
Таким образом, само по себе оказание платных медуслуг (участие в их оказании) медработником, работающим по основному месту работы в бюджетной медорганизации (за исключением руководителя медорганизации), не требует уведомления об этом факте работодателя.
Вместе с тем в отдельных случаях оказание медработниками, в том числе руководителями и заместителями руководителя государственного медучреждения, платных медуслуг (участие в их оказании) может приводить к конфликту интересов, требующему от медработника принятия мер по его предотвращению либо урегулированию, что предусматривает направление письменного уведомления руководителю медорганизации (органу управления медорганизации/органу надзора за ее деятельностью).
Нет комментариев
Комментариев: