erid: 2VfnxwvweA4

«Озон Фармацевтика» продемонстрировала опережающий рост третичных продаж в I полугодии 2025 года

14.08.2025
13:56
Компания «Озон Фармацевтика» представила обзор данных независимых отраслевых агентств «Альфа Ресерч и Маркетинг» и «DSM Group» за 1-е полугодие 2025 года. Согласно выводам аналитиков, группа продолжает существенно опережать темпы роста рынка по третичным продажам.
Фото: «Озон Фармацевтика»

Рынок лекарственных препаратов в 1-м п/г 2025 года

Данные агентств показатели Sell out[1]

1-е п/г 2025

1-е п/г 2024

Изменение, год к году

«Озон Фармацевтика» по отраслевым отчетам год к году

Динамика относительно рынка

AlphaRM

Рынок ЛП, млрд руб.

1 473

1 286

15%

н.д.

н.д.

Розничные продажи

896

789

13%

27%

14 п.п.

Государственные закупки

577

497

16%

н.д.

н.д.

Рынок ЛП, млрд уп.

2,77

2,74

1%

н.д.

н.д.

Розничные продажи

2,42

2,44

(1%)

н.д.

н.д.

Государственные закупки

0,35

0,31

15%

н.д.

н.д.

Доля RX[2], руб.

73,3%

72,3%

1 п.п.

Доля ЖНВЛП[3], руб.

55,5%

55,2%

0,3 п.п.

DSM Group

Рынок ЛП, млрд руб.

1 366

1 195

14%

н.д.

н.д.

Розничные продажи

872

792

10%

36%

26 п.п.

Государственные закупки

494

403

22%

н.д.

н.д.

Рынок ЛП, млрд уп.

2,42

2,44

-1%

н.д.

н.д.

Розничные продажи

2,11

2,18

(3%)

11%

14 п.п.

Государственные закупки

0,31

0,26

18%

н.д.

н.д.

По оценкам независимых отраслевых агентств «Альфа Ресерч и Маркетинг» и «DSM Group», рынок лекарственных препаратов[4] в денежном выражении за 1-е полугодие 2025 года вырос на 14—15% и составил 1,4 — 1,5 трлн руб. По данным отчетов наблюдаются следующие тренды на фармацевтическом рынке:

Структурный сдвиг в пользу локализованных и генерических препаратов:

  • Дженерики опережают рост оригинальных препаратов в рублевом выражении.
  • В рублевом выражении локализованные препараты растут в 1,5 раза быстрее импортных.

Рост цен при стабильной наценке аптек:

  • Средневзвешенная цена упаковки выросла на 14% г/г (по данным DSM Group), главным образом из-за перехода на более крупные форматы, смещения спроса в дорогие сегменты и инфляции.
  • Торговая наценка аптечных сетей осталась практически неизменной.

Опережающий рост государственных закупок:

  • Розничные продажи выросли в рублях, но снизились в упаковках, что связано с ассортиментным миксом, укрупнением упаковки (больше вложений в пачку) и инфляционным фактором.
  • Государственные закупки показали опережающий рост как в денежном, так и в натуральном выражении благодаря увеличению поставок в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) и по региональной льготе.

Укрепление позиций рецептурных препаратов и ЖНВЛП:

  • Рецептурный сегмент (Rx) растет вдвое быстрее безрецептурного (OTC) и увеличил долю в денежном выражении до 73,3% (по данным AlphaRM), оставаясь единственным сегментом с ростом в упаковках.
  • Препараты из Перечня ЖНВЛП опережают рынок по росту в рублях и во втором квартале вернулись к положительной динамике в упаковках.

Ускоренный рост онлайн-продаж:

  • Оборот eCom в аптечном сегменте (включая парафармацевтику) за 1-е полугодие 2025 года вырос на 32% год к году, увеличив долю онлайн-канала с 13,5 до 16,0% от общего объема аптечного рынка.
  • Продажи лекарственных препаратов через eCom достигли 14,8% в структуре онлайн-продаж (против 12,9% годом ранее).

По данным независимых агентств группа «Озон Фармацевтика» продолжает существенно опережать темпы роста рынка по третичным продажам:

  • Продажи в розничном коммерческом сегменте (Sell-out) выросли на 27—36% год к году — в 2—3,5 раза быстрее рынка в денежном выражении.
  • В розничном коммерческом сегменте компания входит в TOP10 крупнейших производителей страны с долей рынка около 2,3—2,7% в денежном выражении и 4,1—4,6% в натуральном выражении.
  • Среди TOP10 производителей «Озон Фармацевтика» демонстрирует наивысшие темпы роста как в денежном, так и в натуральном выражении.

Отраслевые эксперты прогнозирую рост рынка лекарственных препаратов на 10—15% в 2025 году (до 2,8 трлн руб.), в первую очередь — за счет инфляции, индексации расходов вне федеральных государственных программ, а также выделения бюджетных средств на льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО) и закупку лекарственных препаратов для лечебно-профилактические учреждения[5].

«Рынок сегодня структурно меняется в пользу дженериков, и мы рады, что продукция «Озон Фармацевтика» уверенно улучшает свои позиции как в ритейле, так и в канале государственных закупок, — прокомментировала коммерческий директор ПАО «Озон Фармацевтика» Ольга Ларина. — Отраслевые данные подтверждают: наши продажи в аптечных сетях растут существенно быстрее рынка, а доля компании продолжает увеличиваться — по итогам 1-го полугодия мы укрепили свои позиции в TOP10 производителей как в денежном, так и в натуральном выражении. Достигнутый результат — следствие комплексной работы: от глубокого анализа рынка и эффективной работы с представленностью ассортимента до отлаженного процесса прогнозирования и производства, обеспечивающей стабильные поставки в каждую аптеку страны».

«Отраслевые отчеты по продажам конечному потребителю (Sell Out) демонстрируют востребованность продукции производителя среди населения, — отметил директор по связям с инвесторами ПАО «Озон Фармацевтика» Дмитрий Коваленко. — Позитивная динамика наших Sell Out продаж подтверждает эффективность работы команды и высокий спрос на продукцию компании. Одновременно с этим мы подчеркиваем, что показатель Sell Out не следует приравнивать к отгрузкам от производителя, которые определяют размер выручки и могут значительно отличаться от продаж конечному потребителю. Как и в наших комментариях по результатам первого квартала, мы отмечаем, что второй квартал 2024 года отличается высокой базой для сравнения. В тот период мы существенно нарастили отгрузки с целью улучшения представленности ассортимента «Озон Фармацевтика» на рынке. На фоне устойчивого интереса к нашей продукции такая база естественным образом влияет на темпы прироста в отчетном году».

22 апреля DSM Group и «Озон Фармацевтика» представили совместное исследование «Драйверы роста фармрынка», посвященное ключевым трендам фармацевтической отрасли в России. По итогам года «Озон Фармацевтика» возглавила рейтинг отечественных производителей дженериков в коммерческом сегменте.

1. Sell out — продажи конечным потребителям.
2. RX — рецептурные препараты.
3. ЖНВЛП — жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. Список и цена на ЖНВЛП регулируются государством.
4. Только лекарственные препараты, без учета БАД, вакцин и парафармацевтики.
5. Прогнозы не учитывают новые территории и составлены с учетом текущей геополитической обстановки.

Реклама, «Озон Фармацевтика»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.