Оптимизация системы здравоохранения не ведет к росту зарплат медработников

09.04.2017
2494

Органы власти в России заявляют о постоянном росте расходов на здравоохранение. Так, по  данным Минздрава, консолидированный бюджет на здравоохранение в РФ увеличился за десятилетие с 2006 по 2016 год в 4,2 раза – с 690 млрд до 2866 млрд рублей. Однако в расчет берутся абсолютные значения, без учета инфляционных явлений, указывают эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в докладе «ЗдравоЗахоронение. Оптимизация российской системы здравоохранения в действии».

Согласно официальным данным об уровне инфляции, рубль с 2006 года обесценился в 2,6 раза. Таким образом, рост расходов на здравоохранения в сопоставимых ценах составил не более 60%. Однако и эти данные не отражают реального положения в отрасли.

Доля расходов на здравоохранение от ВВП в России находится сегодня на уровне 2006 года – 3,6% (что несколько ниже среднего показателя за период 2005-2017 годов, достигающего 3,7%). Таким образом, за последние 10 лет Россия не сумела увеличить расходы на эту сферу относительно объема национальной экономики и приблизиться к рекомендуемому показателю ВОЗ – 6%, констатируют в ЦЭПР.

Доля расходов на здравоохранение в России от ВВП

В большинстве развитых стран мира расходы на здравоохранение составляют более весомую долю от ВВП

Отсутствие роста расходов на здравоохранение в России относительно ВВП по сравнению с показателем десятилетней давности, их падение в реальном выражении как минимум в последние три года могло бы объяснить, почему госаппарат вынужден применять тактику увеличения зарплат медработникам в рамках исполнения «майских указов» за счет быстрого сокращения числа медучреждений и их персонала. Однако в реальности доля «оптимизированных» денег в общем объеме оплаты труда медработников незначительна, отмечают авторы доклада. Так, по данным Минздрава РФ и органов исполнительной власти субъектов, в 2014 году для повышения заработной платы медицинских работников было дополнительно направлено 3,28 млрд рублей, полученных от реорганизации неэффективных медицинских организаций, что составило лишь 0,5% от общего фонда оплаты труда в отрасли. При этом нагрузка на оставшийся медперсонал неуклонно растет.

В период 2014-2018 годов в ходе оптимизации планируется высвободить больше 150 млрд рублей. Но это меньше 1% ежегодного объема средств территориальных программ здравоохранения. Таким образом, сокращение числа больниц и поликлиник, медицинского персонала дает незначительный объем «лишних» средств на повышение зарплат в медицине. А значит, необходимость повышения зарплат медработникам в рамках выполнения «майских» указов не может служить оправданием для интенсивной оптимизации системы здравоохранения, резюмируют эксперты.  

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика