Образование не защищало от возрастного снижения когнитивных способностей

Эксперты Университета Осло представили результаты крупнейшего международного исследования когнитивного старения. Работа опубликована в журнале Nature Medicine.
Авторы пришли к выводу, что хотя более высокий уровень образования ассоциирован с лучшими показателями памяти, большим внутричерепным объемом мозга и немного большим объемом его областей, связанных с памятью, это не влияет на темпы возрастного снижения когнитивных функций. У всех участников независимо от уровня образования отмечалось почти параллельное снижение когнитивных показателей и схожие изменения объемов гиппокампа и префронтальной коры.
Исследование охватило 170 795 человек старше 50 лет из 33 западных стран с периодом наблюдения до 28 лет. В него вошли более 420 тыс. когнитивных тестов и обследований, включая МРТ. В исследовании участвовали такие учреждения, как Университет Барселоны, Институт Гуттмана и Университет Буффало. Тестировались память, логическое мышление, скорость обработки информации, языковые способности. МРТ-анализ охватил более 6400 человек. |
Когнитивный «запас» в начале жизни может давать временное преимущество, но не защищает от биологических процессов старения. Предыдущие исследования в этой области были ограничены выборками из отдельных стран и давали противоречивые данные. Новая работа охватывает как европейцев и американцев, так и азиатское и австралийское население, что делает ее наиболее репрезентативной.
Авторы заключили, что для поддержания здоровья мозга в пожилом возрасте одного образования недостаточно. Необходим пожизненный многофакторный подход: регулярная физическая активность, когнитивная стимуляция, социальные связи и профилактика сосудистых заболеваний. Разработка программ по здоровому старению мозга должна охватывать все этапы жизни, а не только детство и молодость.
Нет комментариев
Комментариев: 0