Клиникам предложили пройти платный тест на лояльность

07.09.2017
00:00
Лига защитников пациентов объявила о создании открытого чек-листа клиник, лояльных к пациентам. Деятельность медучреждений - претендентов на этот статус будут оценивать по четырем критериям: доброжелательность, законность, этичность и профессионализм.

В списке требований к участникам программы сказано, что медицинские учреждения обязаны обучать персонал доброжелательному общению с пациентом и умению гасить конфликты, информировать граждан об их правах и обязанностях до начала оказания помощи, желательно в форме приложения к договору или его части, следить за соблюдением медработниками этического кодекса.  

Ряд положений касаются прав пациента на бесплатную помощь. Например, медицинская организация обязана применять алгоритм информирования пациента о состоянии его здоровья, альтернативах, рисках, прогнозах и в зависимости от его запроса, а не по представлению врача. Также клиника должна убедиться, что пациент не находится в положении, которое может быть признано кабальным, о чем требуется сделать соответствующую запись в договоре.

«Читаю договор в ФГБУ. Пациент должен заплатить, а исполнитель сам определяет виды и объем услуг, то есть он определяет, сколько и за что человек должен будет платить. Чтоб я так жил. Какая уж тут лояльность, пациента тут просто нет. Это не договор, а кабальная сделка со всеми вытекающими», - прокомментировал инициативу порталу Medvestnik.ru президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

В отношении аптек оговаривается, что аптечная организация не должна навязывать товар, то есть предлагать то, о чем покупатель не спрашивал, предлагать препарат в рамках международного непатентованного наименования, начиная с наиболее низкой цены, и не отпускать лекарства рецептурного отпуска без рецепта.

Выявлять нарушителей планируется в ходе выборочных проверок, с помощью «тайных покупателей» и «тайных пациентов».   

Проект носит коммерческий характер. Стоимость участия в программе для медорганизаций на лицензию, стоматологических клиник свыше 15 кресел составит 270 тысяч рублей, для небольших узкопрофильных центров, стомклиник и аптек - 90 тысяч. Для сетевых организаций цены не озвучивают. Предположительно, основной интерес на первых порах проект вызовет у частных медучреждений.

«Уже есть интерес к проекту со стороны частных клиник. Но потом за ними придут и государственные. В  том, что участие платное, ничего страшного тоже нет. Ведь, если руководитель платит, он потом и со своих сотрудников тоже требует, то есть для бизнеса это такой инструмент по достижению результата», - говорит Александр Саверский.

Реально ли повысить качество оказания медпомощи таким образом?

Однако некоторые представители крупных сетевых клиник скептически отнеслись к проекту. «Такая программа не несет никакой качественной нагрузки для клиники. Непонятно, по каким критериям они станут выяснять эту самую лояльность, по каким критериям это подтверждать и что делать, если эти критерии не будут выполнены. Планируется "отстающую" клинику  дополнительно обучать или просто констатировать, что она нелояльна к пациентам. В общем, есть ряд очень сомнительных с точки зрения этики моментов», - считает медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд.

По его словам, любая попытка объективно оценить медицинское учреждение, а тем более с точки зрения качества оказываемой медпомощи, в принципе обречена на провал. Это связано с тем, что объективной системы критериев оценки клиники или врачей в мире до сих пор нет. Общепризнанные стандарты качества JCI и ISO не учитывают специфику медицинской деятельности.  

«В подавляющем большинстве случаев оценить достоверно качество медпомощи не представляется возможным. Например, количество врачебных ошибок - в России их не фиксируют реально. Количество правильных диагнозов может рассматриваться как критерий, но, поди проверь, правильно он поставлен или неправильно. Количество жалоб тоже необъективно. Процент жалоб - тоже сомнительная история. Пациенты вообще не способны оценить квалификацию врача, только сервис», - резюмировал Павел Бранд

Нет комментариев

Комментариев: 1

Токарев Владилен Иванович
В четверти всех операций на позвоночнике нет необходимости? Тогда их делают преступники. Если А.В. Северский вменяем, должен возбудить прокуратуру РФ.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.