Клиника «Хадасса» потребовала с родственников умершего пациента 2,4 млн рублей

Московский филиал израильской клиники «Хадасса» потребовал у родственников умершего в реанимации москвича 2,4 млн руб. за семь дней лечения. Те настаивают, что счета были выставлены необоснованно, так как пациенту в критическом состоянии назначили многочисленные анализы и процедуры, стоимость которых с ними не согласовалась. К тому же по закону экстренная помощь в России бесплатна в любой клинике, в том числе в частной.
Юристы готовят заявление в правоохранительные органы с просьбой дать правовую оценку действиям клиники и провести проверку на наличие в действиях сотрудников медучреждения составов преступлений, предусмотренных ст.159 УК РФ (мошенничество) и ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), сообщила «МВ» представляющая интересы семьи умершего пациента адвокат Полина Габай. По ее словам, родственники оплатили экспертизу в Национальном аналитико-экспертном центре здравоохранения (НАЭЦЗ), которая показала, что при лечении были допущены грубые дефекты.
Несмотря на это, администрация клиники отказалась снять финансовые претензии и урегулировать дело в досудебном порядке. Из материалов переписки адвоката с клиникой (есть в распоряжении «МВ») следует, что 17 мая 2025 года мужчина 1945 года рождения с онкологическим заболеванием был госпитализирован в стационар «Хадасса медикал ЛТД». Родственники хотели обеспечить ему максимально качественное лечение и стабилизировать состояние. Но уже в первые сутки пациент в критическом состоянии, требующем экстренной помощи, был переведен в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) с дыхательной недостаточностью, высокой температурой и угрозой жизни. Та он пробыл до 24 мая, до перевода в реанимацию ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова, где в тот же день умер.
В период с 17 по 19 мая дочь умершего оплатила «Хадасса медикал ЛТД» за медицинские услуги 944,6 тыс. руб. Общая сумма счета — 2,4 млн руб. После консультации с юристами женщина потребовала вернуть ей оплаченные средства, ссылаясь на нормы Правил предоставления медорганизациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 736 от 11.05.2023. Согласно им, любая платная медуслуга должна быть согласована с пациентом. При этом взимание платы за экстренную помощь недопустимо, в том числе частной медорганизацией.
Частная клиника оказывает экстренную медицинскую помощь (ЭМП) не бесплатно — эти деньги ей компенсирует государство. Согласно ч.10 ст.83 Федерального закона № 323 расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме, в том числе частной медорганизацией, подлежат возмещению в порядке и в размерах, установленных Программой госгарантий. Аналогичные нормы установлены в п.28 Правил предоставления платных медуслуг. |
Клиника в ответ сообщила, что заключила с заказчиком договор об оказании платных медицинских услуг. Дочь пациента была ознакомлена с прейскурантом и согласилась на оказание услуг по указанным ценам. В российском законодательстве нет точного перечня состояний, подпадающих под понятие экстренности, то есть они зависят от конкретного клинического случая. Выполненные анализы были назначены строго по показаниям в соответствии с выставленным диагнозом на основе российских и международных клинических рекомендаций, а сама помощь носила характер «неотложной». Таким образом, по мнению юристов организации, требование вернуть оплаченные средства — злоупотребление правом. В клинике также сообщили, что готовы предоставить родственникам умершего рассрочку.
Как заявила Габай, юридический и медицинский анализ показали, что большая часть помощи носила экстренный характер, в связи с чем ее оплата за счет пациента была незаконной. Выставление многомиллионного счета в подобной ситуации нарушает базовые правовые гарантии и превращает трагическое положение гражданина и его семьи в инструмент извлечения дохода. Это не только этическая, но и правовая проблема, требующая внимания контролирующих органов, считает она.
По мнению адвоката, данные тезисы подтверждает громкий процесс в отношении руководителей московской клиники «24/7» — врачи и ее владелец были осуждены в 2023 году за проведение паллиативным пациентам ненужных дорогостоящих вмешательств, а у медучреждения была отозвана лицензия. Несмотря на то, что клиника «Хадасса медикал ЛТД» позиционирует себя как «центр израильской медицины в России», фактически она работает на основании российских лицензий (на медицинскую и фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических и психотропных веществ) и обязана соблюдать требования законодательства РФ.
«Взимание платы за экстренную помощь, оказанную в ОРИТ, категорически незаконно. Медорганизация обязана была проинформировать родных, что у пациента есть право на ее получение бесплатно. Если по каким-то причинам в «Хадасса» не могли оказать экстренную помощь в полном объеме, следовало незамедлительно предложить перевести больного в государственное медучреждение, где эта помощь гарантирована», — считает Габай.
Она отметила, что механизм компенсации расходов за экстренную помощь государством не идеален, но этот вопрос должен быть урегулирован клиниками с органами исполнительной власти, а не становиться финансовым бременем для пациента и его семьи.
О том, что оказанная пациенту в «Хадасса» помощь носила экстренный характер, по ее словам, свидетельствует характер медицинских манипуляций: госпитализация в ОРИТ, перевод на ИВЛ, эхокардиография, коронарография, стентирование, колоноскопия, гемотрансфузия при гемоглобине 74 и др.
В ответе на запрос «МВ» в клинике заявили, что оказание медицинской помощи всегда связано с взаимодействием с пациентами, их родственниками и представителями. «В ряде случаев взгляды сторон на одну и ту же ситуацию могут различаться. В таких случаях, как правило, привлекаются соответствующие компетентные органы (специальные инстанции и экспертные организации) для надлежащего урегулирования возникших разногласий. Обращение в средства массовой информации с подобного рода заявлением можно было бы трактовать как попытку манипулировать громким именем клиники, которая всегда открыта для взаимодействия с пациентами, их родственниками и представителями», — сообщили в «Хадасса».
В 2024 году портал 360.ru сообщал об аналогичном случае: клиника «Хадасса» потребовала от сына умершей пациентки 4,5 млн. Женщину госпитализировали с IV стадией рака, врачи обещали ее спасти. Но после 12 дней в больнице она умерла, а сыну выставили счет, для погашения которого клиника через суд добилась ареста его счетов.
Нет комментариев
Комментариев: 0