Какие дискуссии в Госдуме РФ вызвало принятие бюджета Фонда ОМС: баланс цифр и жизней

Госдума РФ приняла в первом чтении 22 октября законопроект о бюджете Федерального фонда ОМС (ФОМС) на 2026–2028 годы. «За» проголосовали 322 депутата, «против» не выступил никто, «воздержались» 79. Обсуждение документа не ограничилось цифрами — депутаты разошлись во взглядах на саму модель финансирования российского здравоохранения.
Фракция КПРФ воздержалась от поддержки бюджета ФОМС. Депутат Николай Осадчий заявил, что система страхового финансирования не отвечает вызовам времени. Более справедливым, на взгляд коммуниста, было бы прямое госбюджетное финансирование. Ключевые проблемы — кадры, зарплаты, доступность помощи — этим документом не решаются, считает он.
«С одной стороны, запланирован рост объемов, доходных и, соответственно, расходных частей бюджета фонда. За 2026—2028 годы объем должен вырасти примерно с 4,7 трлн до 5,5 трлн руб. Но с учетом 7% инфляции это не очень много. При этом рост расходов фонда в предыдущие годы был в два раза выше», — напомнил Николай Осадчий.
Он также указал на сокращение нормированного страхового запаса (НСЗ) ФОМС с 425 млрд до 280—290 млрд руб. и задался вопросом: почему откладывается пилотный проект по переходу к новой системе оплаты труда в здравоохранении.
Партия «Справедливая Россия — За правду» обрушилась с еще более резкой критикой на законопроект. Депутат Андрей Кузнецов заявил о необходимости пересмотра всей системы здравоохранения. «Не настал ли у нас период, момент тот самый, когда надо понять, что сама система кривая, она не будет обеспечивать безопасность», — задался вопросом парламентарий.
По его словам, все время идет «перебрасывание ответственности», «некий посредник собирает деньги и потом должен обеспечить нечто». Андрей Кузнецов отметил, что депутатам предложили «проголосовать, по сути, за бухгалтерский баланс», где должны сойтись дебет с кредитом, вместо программы ОМС, которая должна быть ключевым параметром.
Он также заявил, что людей «нельзя делить по нормативам», и поставил под сомнение справедливость распределения страховых взносов между работающими и неработающими гражданами: «Государство за неработающих платит почти вдвое меньше».
Оппонентам ответил председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам («Единая Россия») Андрей Макаров. По его словам, говорить, что это дебет и кредит, — значит не видеть за цифрами людей. Миллиард посещений врачей, 30 млн госпитализаций, 102 млн диспансеризаций, 2 миллиона случаев высокотехнологичной помощи — вот реальное содержание бюджета ОМС, подчеркнул он.
«Это спасенные жизни. Сколько их будет — зависит от того, есть этот бюджет или его нет», — заявил Андрей Макаров.
Фракция ЛДПР, как и «Единая Россия», поддержит бюджет ФОМС, пообещал во время дебатов председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Леонов, хотя, по его словам, остаются вопросы «тарифов и формирования тарифов в регионах».
Он напомнил, что ранее ЛДПР не всегда голосовала за бюджет фонда, требуя исключения из системы финансирования здравоохранения частных страховых медицинских организаций (СМО). Сейчас такой шаг правительством сделан, напомнил Сергей Леонов.
Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в конце обсуждения призвал коллег воспринимать закон о бюджете ФОМС не как бухгалтерскую формальность, а как гарантию доступности медицины. По его словам, это живой процесс, направленный на спасение жизней.
«Я считаю, что каждый, кто сейчас в зале голосует, он должен быть ответственный, что завтра «скорая» приедет, что завтра будет госпитализирован этот пациент, что можно попасть на амбулаторный прием», — призвал глава Минздрава РФ.
Доходы ФОМС в 2026 году должны составить 4,712 трлн руб., в 2027-м — 5,061 трлн руб., в 2028-м — 5,419 трлн руб. Расходы фонда запланированы на 2026 году в объеме 4,794 трлн руб., в 2027-м — 5,141 трлн и в 2028-м — 5,504 трлн руб.


















Нет комментариев
Комментариев: