Как первым лицам медорганизаций обезопасить себя при госзакупках

На практике именно руководители медорганизаций чаще всего оказываются фигурантами уголовных дел по коррупционным статьям. Причина очевидна: их подпись под контрактом или договором воспринимается как ключевое доказательство. При этом далеко не всегда речь идет о корыстном умысле. Иногда достаточно организационной ошибки, давления со стороны поставщиков или неверных действий подчиненных.
Почему медицина в зоне повышенного риска
Здравоохранение традиционно находится в зоне особого внимания государства и общества. Объем бюджетных средств, выделяемых на отрасль, огромен, а любая неэффективность или подозрение в коррупции становится предметом пристального контроля. Есть несколько факторов, которые делают медицину особенно уязвимой:
- масштабные закупки дорогостоящего оборудования и препаратов;
- необходимость срочных поставок, когда речь идет о жизнях пациентов, а сроки конкурсных процедур не всегда позволяют действовать оперативно;
- ограниченное число поставщиков в регионах, сложность и эксклюзивность оборудования, что снижает уровень конкуренции;
- общественная чувствительность: любые сообщения о коррупции в здравоохранении мгновенно становятся громким информационным поводом.
В результате даже формальные нарушения или упрощение процедур могут трактоваться как коррупционные действия.
Основные статьи Уголовного кодекса
Коррупционные риски в сфере закупок охватывают целый блок статей УК РФ:
- ст. 159 — мошенничество;
- ст. 160 — присвоение или растрата;
- ст. 290 — получение взятки;
- ст. 291 — дача взятки;
- ст. 291.1 — посредничество во взяточничестве;
- ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями;
- ст. 286 — превышение должностных полномочий;
- ст. 204 — коммерческий подкуп (актуально для автономных и некоммерческих организаций).
Этот перечень позволяет следствию привлекать к ответственности как заказчика, так и исполнителя контракта, исходя из сложившейся оперативной и следственной ситуации, и усиливать давление на участников закупки.
Поводы для возбуждения уголовных дел
Уголовные дела по госзакупкам редко возникают случайно. Обычно источником становятся:
- Жалобы проигравших конкурентов. Недовольные поставщики активно используют право обращаться в Федеральную антимонопольную службу, прокуратуру и правоохранительные органы.
- Проверки контролирующих органов. Любое расхождение в документации, технических заданиях, «завышение» цены контракта или нарушение сроков закупки может стать поводом для передачи материалов в следственные органы.
- Оперативные мероприятия. ФСБ и МВД уделяют особое внимание закупкам в медицине, особенно когда речь идет о крупных суммах или дорогостоящем оборудовании.
Нередко такие дела возникают на фоне кадровых или политических изменений в регионе. СМИ практически ежедневно пишут о возбуждении уголовных дел, которые либо предваряют кадровые перестановки, либо смена власти происходит сразу после начала расследования. Ярким примером может служить уголовное дело, возбужденное по факту мошеннических действий в отношении вице-губернатора Хабаровского края и ряда других лиц. Речь идет о нарушениях при закупках медоборудования, которые следствие трактует как преступные действия.
Часто такие уголовные дела возбуждаются при наличии одного, по мнению правоохранителей, преступного факта. Как правило, речь идет о завышении цены контракта. Дальше логика сводится к тому, что тщательной ревизии подвергается вся деятельность двух сторон по контракту, начиная от объявления торгов до исполнения и послегарантийного обслуживания, например, оборудования. Впоследствии такой ревизии в рамках расследования может подвергаться деятельность компании как по отдельным контрактам, так и полностью за определенный промежуток времени.
Судебная практика
Здесь можно выделить несколько типичных сценариев, характерных для уголовных дел данной категории:
- Завышение стоимости оборудования. Аппарат закуплен дороже рыночной цены, хотя поставка выполнена и оборудование используется.
- Фиктивные работы. Подписаны акты на ремонт или услуги, часть из которых не выполнена.
- Конфликт интересов. Контракты заключаются с аффилированными компаниями, где учредителями, органами исполнения или скрытыми бенефициарами выступают родственники сотрудников учреждения.
- Искусственное «ограничение конкуренции», когда участники торгов — аффилированные организации, фактически состоящие в одной группе компаний.
- Нарушение конкурсных процедур. Необоснованно завышенные требования к поставщикам или ограничение числа участников тендера. Еще один случай — когда техническое задание пишется под конкретного поставщика и это ограничивает участие других.
Эти ситуации часто становятся основанием для уголовных дел, хотя не всегда отражают реальную коррупционную составляющую.
Как формируется доказательная база
Ключевое условие для следствия — установление факта встречного действия: что должностное лицо совершило конкретные действия в пользу поставщика за вознаграждение. Но в реальности уголовное дело может строиться и на косвенных доказательствах: переписке, результатах прослушивания телефонных переговоров, экспертных заключениях, показаниях сотрудников заказчика или исполнителя контракта.
На практике случаются ситуации, когда правоохранители не совсем добросовестно получают такие показания, предлагая человеку выбор: либо остаться свидетелем и дать показания, либо получить статус обвиняемого.
Особенность в том, что специфика медицины зачастую остается вне анализа. Руководитель медучреждения мог действовать исключительно в интересах пациентов, но при формальном нарушении процедуры это может быть расценено как злоупотребление. Сегодня до сих пор расследуются, например, уголовные дела о закупках ИВЛ в период пандемии COVID-19, когда закупать оборудование нужно было быстро. Речь шла о массовой гибели людей, и мало кто заботился о тщательном соблюдении закупочных процедур (тем более, что закупки проводились в рамках п.9 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе», устанавливающего основание для закупки у единственного поставщика для предупреждения или ликвидации аварийных ситуаций, последствий чрезвычайных ситуаций или действий непреодолимой силы, а также для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи. В этих случаях заказчик может заключить контракт без проведения торгов, так как требуется срочная поставка товаров, работ или услуг.
Однако теперь, когда эпидемия отступила, дела минувших дней приводят к уголовным делам о мошенничестве.
Особая уязвимость руководителей
Главный врач или директор медорганизации практически всегда оказывается в центре всех процессов. Даже если он не подписывает контракт (когда речь идет о централизованной закупке, организованной региональными минздравами или созданными ими специальными казенными учреждениями), он отвечает за приемку, монтаж, эксплуатацию, постгарантийное обслуживание, подписывает протоколы и акты. Именно его подпись становится главным аргументом обвинения.
Важно понимать: ответственность может наступить даже тогда, когда выгоду получил подрядчик или сотрудник среднего звена. Логика правоохранительных органов такова: руководитель обязан был выявить и предотвратить нарушение, а значит, несет ответственность за действия подчиненных.
Превентивная защита
Ключевой вопрос для руководителей медучреждений — как минимизировать риски. Опыт показывает, что эффективная стратегия складывается из нескольких элементов:
- Прозрачность процедур. Все этапы закупки должны быть задокументированы. Чем больше доказательных следов, подтверждающих вашу добросовестность как заказчика, тем сложнее обвинению трактовать их произвольно.
- Внутренний контроль. Создание комиссии, разделение полномочий, регулярные внутренние проверки.
- Обучение персонала. Бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы, менеджеры по закупкам и иные сотрудники, так или иначе вовлеченные в бизнес-процессы, связанные с закупками, должны знать требования законодательства и вносимые изменения. Незнание норм становится одной из главных причин ошибок.
- Юридическая гигиена. Ведение протоколов совещаний, сохранение переписки, регулярные внутренние, а при необходимости и внешние аудиты закупочной деятельности.
- Ранняя реакция. При первых признаках интереса со стороны правоохранительных органов необходимо обращаться к адвокату, который сможет определить «масштаб бедствия», спрогнозировать дальнейшие варианты развития событий, провести анализ деятельности, сформировать четкие позиции сотрудников, которые были вовлечены в сферу закупок.
Уголовное дело без умышленного получения выгоды
Коррупционные преступления в сфере госзакупок — одна из наиболее сложных категорий уголовных дел. Для медицины они особенно опасны: под ударом оказывается не только судьба конкретного руководителя, но и репутация учреждения, стабильность его работы, доверие пациентов.
Важно помнить: уголовное дело — это не всегда про умышленное получение выгоды. Чаще оно связано с совокупностью обстоятельств, организационными недочетами и давлением извне. Поэтому система превентивной защиты должна быть встроена в управление медучреждением.
Эффективная защита начинается задолго до суда — в момент, когда руководитель принимает решение о том, как будет выстроена система закупок, внутреннего контроля и документирования. Это тот случай, когда правильная стратегия позволяет сохранить не только свободу, но и репутацию, которая в медицине ценится не меньше результата лечения.
Нет комментариев
Комментариев: 0