Больше 44% россиян не получили помощи в поликлиниках из-за нехватки нужных специалистов

Эксклюзив
12.01.2024
10:43
Среди причин неполучения амбулаторно-поликлинической помощи россияне чаще всего называют отсутствие нужных специалистов. «МВ» проанализировал данные Росстата с 2016 года и пришел к выводу, что в 2022 году недовольство по этому поводу высказывало максимальное количество граждан за последние годы.
Фото: 123rf.com

Более 44% пациентов не получили амбулаторно-поликлинической помощи в 2022 году из-за отсутствия нужных специалистов, подсчитал Росстат. На данные Комплексного наблюдения условий жизни населения из опубликованного в конце декабря статистического сборника «Здравоохранение в России 2023» обратил внимание «МВ».

Росстат изучал мнения людей в возрасте от 15 лет, обращавшихся в 2022 году за амбулаторно-поликлинической помощью в медорганизации и не получивших медицинской помощи. Таких, согласно данным статистики, всего 2%. Комплексное наблюдение условий жизни населения охватывает 60 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.

Среди тех, кто обращался в медорганизации и не получил необходимой помощи, большинство пациентов выражают недовольство тем, что в поликлиниках нет нужных специалистов. Так считают 44,1% респондентов (рис. 1). В городах доля таких ответов меньше — 42,2%, а в сельских населенных пунктах выше — 52,5%.

Согласно данным наблюдения, в 2022 году не смогли предварительно записаться к врачу около 15% пациентов, не получивших помощь. Чуть меньше граждан (13,6%) жалуются на то, что необходимое лечение предлагалось на платной основе. Почти 12% заявляют о больших очередях на прием.

Не смогли попасть в медорганизацию из-за введения карантина 9,9% пациентов. Из-за нехватки необходимых медикаментов или оборудования не получили помощь 2,8%, а 2,6% граждан отказали в медицинской помощи по другим причинам.

Причины неполучения пациентами старше 15 лет амбулаторно-поликлинической помощи в 2022 году, %

 11.jpg (68 KB)Источник: Росстат

С каждым годом люди все чаще называют причиной, по которой они не получают медпомощи в поликлиниках, именно нехватку специалистов. В 2022 году наблюдаются максимальные показатели по этому ответу.

В расчет не берется 2020 год, когда в медучреждениях вводился карантин из-за пандемии COVID-19. Тогда большинство пациентов вообще не смогли попасть в поликлиники (рис. 2).

За исследуемые годы по некоторым категориям показатели снизились. На большие очереди в 2016 году жаловались 16,3% россиян, а в 2022 году — 11,8%. Заплатить за лечение шесть лет назад предлагалось 23,3% пациентов, в 2022 году почти в два раза меньше — 13,6%.

Динамика самых частых причин неполучения пациентами старше 15 лет амбулаторно-поликлинической помощи в 2016—2022 годах, %

22.jpg (56 KB)Источник: Росстат

В Минздраве считают, что удовлетворенность населения медпомощью в системе ОМС показывает устойчивый тренд на рост: до пандемии COVID-19 этот показатель был около 30%, по итогам 2022 года составил 41,4%, а в I полугодии прошлого года был близок к 46%. При этом госпитальный сегмент по-прежнеему выглядит лучше, чем амбулаторный. По данным исследования Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ), в 2022 и 2023 годах чаще всего пациентов не устраивали «доступность записи на прием», «ожидание медицинской помощи» и «ожидание у кабинета врача». Удовлетворенность этими опциями продемонстрировали только чуть больше трети респондентов. 

При этом в Минздрааве отрицают наличие фактического дефицита врачей. Причинами нехватки сотрудников в штатных расписаниях медорганизаций называются диспропорции в распределении специалистов между территориями и отток кадров в частные клиники. Число уходящих из системы здравоохранения России врачей примерно соответствует числу приходящих в отрасль специалистов, заявляла в  декабре заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Кривошеин Алексей Валерьевич
Президент Владимир Путин присвоил заместителю министра здравоохранения Татьяне Семеновой классный чин действительного государственного советника 1-го класса. Семенова работает в Минздраве с марта 2011 года, занимала пост директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении, в апреле 2019 года была повышена до заместителя главы ведомства.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.