Более 70% россиян считают важным развитие инфраструктуры центров ментального здоровья

Большинство — 76% — россиян считают важным развитие специализированных центров ментального здоровья. Это подтверждает рост числа обращений, активное обсуждение мер поддержки на государственном уровне и востребованность цифровых решений, показало исследование аналитической компании Mar Consult. Опрос проведен в июле 2025 года, в нем приняли участие 600 респондентов в возрасте 18—64 лет из всех федеральных округов.
Ранее Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) сообщил, что индекс потребности в психологической помощи в конце 2024 года составил 30 пунктов из 100 возможных, это в 1,3 раза больше показателя 2022 года. Индекс показал рекордные значения за последние несколько лет.
Согласно исследованию Mar Consult, о центрах психологической помощи знает только 50% россиян. Уровень информированности зависит от возраста: самый высокий показатель — у молодежи (18—24 года, 75%), среди людей старше 55 лет только 30% знают о таких центрах.
Более 65% россиян испытывают трудности при обращении за психологической помощью, часть опрошенных (23%) отметила чувство стыда и неловкости, еще 29% — страх осуждения, 12% считают, что решат проблему сами.
Чаще всего за помощью обращаются молодые люди (43%). Наиболее частые причины обращений — тревога, низкая стоимость услуги и мотивация повысить качество жизни.
Наиболее эффективным форматом россияне считают индивидуальные консультации (48%), групповые и дистанционные формы уступают им по популярности. Почти каждый десятый (9%) уже использует дистанционные (онлайн) консультации, еще 48% готовы попробовать подобные технологии, а треть (37%) по-прежнему выбирает только очные встречи. Менее 4% категорически отвергают телемедицину.
Российский рынок телемедицины демонстрирует устойчивый рост: в III квартале 2023 года его объем достиг 3,76 млрд руб., что на 50% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Пандемия ускорила внедрение дистанционных консультаций и формирование новой привычки коммуникации с медиками. За последние четыре года частота консультаций в онлайн-формате выросла почти в 7,5 раз.
Центры психологической помощи предоставляют консультации, диагностику, групповые и индивидуальные программы, а также экстренную поддержку при кризисных и острых психических состояниях. Такие центры есть как в государственных, так и в частных учреждениях, с сервисами для детей, подростков, взрослых и семей. Бесплатные услуги доступны для граждан, зарегистрированных или работающих в регионе, в том числе через телефон доверия, онлайн-чаты, очные визиты и групповые тренинги.
Нет комментариев
Комментариев: 0