Адекватная физическая нагрузка при раке молочной железы может повысить выживаемость на 30%

Существует ряд поведенческих факторов, напрямую влияющих на переносимость терапии, частоту осложнений и общую выживаемость, рассказал врач. «В их числе — курение, употребление алкоголя, низкая физическая активность, избыточный вес, недостаток сна и нестабильное психологическое состояние, — уточнил он. — Управление этими рисками становится стратегическим компонентом лечения, а не просто точечной вспомогательной рекомендацией».
Наиболее агрессивный и доказанный поведенческий фактор — курение. Продолжение потребления табака после постановки диагноза повышает риск рецидива, усложняет интерпретацию результатов КТ и увеличивает вероятность послеоперационных осложнений. «Продолжение табакокурения в период лечения опасно незапланированными перерывами терапии, что напрямую снижает эффективность всего курса и ухудшает прогноз», — подчеркнул Фархад Джабаров.
Тесно связано с курением и злоупотребление алкоголем. Данные исследований вызывают тревогу: около 77% пациентов продолжают употреблять алкоголь во время противоопухолевого лечения. Алкоголь ослабляет иммунитет, повышает токсичность терапии и провоцирует воспаления. «При лучевой терапии прием алкоголя связан с риском незавершения курса, — констатировал специалист. — Последствия — снижение шансов на успешный исход, вплоть до смертельного исхода».
Крайне важны и общее состояние организма, и психоэмоциональный фон. Хронический стресс и депрессия не только ухудшают переносимость лечения, но и зачастую способствуют набору лишнего веса. Ожирение в свою очередь затрудняет диагностику и повышает риски хирургических вмешательств. «Нормализация сна и работа с психическим состоянием, контроль веса — не опция, а часть комплексной поддержки, которая повышает качество жизни и улучшает восстановление после агрессивных вмешательств», — подчеркнул Фархад Джабаров.
Один из самых мощных инструментов профилактики — регулярная физическая активность. Исследование 2023 года, проведенное учеными Немецкого центра онкологических исследований и Гарвардского университета, показало: у пациенток с раком молочной железы, соблюдающих адекватную физическую нагрузку, выживаемость может быть на 30% выше по сравнению с неактивными группами. «Целенаправленная программа упражнений снижает риск рецидива, улучшает переносимость терапии и повышает шансы пройти запланированный курс лечения в полном объеме», — пояснил Фархад Джабаров.
Среди всех поведенческих факторов, определяющих переносимость лечения и риск осложнений после операции, курение имеет особое значение. Многие пациенты с онкологическими заболеваниями пытаются отказаться от курения, но, как показывают исследования, более половины так и не достигают этой цели.
Для взрослых пациентов, которые не могут полностью отказаться от вредной привычки, важным элементом риск-ориентированного подхода в здравоохранении становятся бездымные альтернативы, отметил специалист. «Как пример — те же системы нагревания табака работают без горения — ключевого источника канцерогенов — формируя значительно меньшую концентрацию вредных веществ в сравнении с обычными сигаретами, — пояснил он. — Они не являются полностью безвредными, но могут стать важным промежуточным решением в рамках модификации рисков на пути к полному отказу от привычки».
В этом контексте абсолютный приоритет — защита молодого поколения от вовлечения в курение, предупреждает врач. «Важно соблюдать нулевую толерантность по отношению к любым формам подросткового курения, — подчеркивает онколог. — Это полностью соответствует целям действующей государственной политики в сфере охраны общественного здоровья. Главное — эту политику строго соблюдать».
Модификация факторов риска при онкологических заболеваниях — доказанный инструмент управления болезнью. Отказ от табака и алкоголя, контроль веса, физическая активность и забота о ментальном здоровье создают среду, где современные методы лечения раскрывают свой максимальный потенциал. «Мы не можем изменить диагноз, но в наших силах изменить образ жизни, — резюмировал Фархад Джабаров. — Каждый модифицированный фактор риска — это прямой вклад в долгосрочные результаты противоопухолевого лечения».