Яна Ростовцева: пациентоориентированный подход для нас не дань моде, а вызов времени

21.12.2023
11:44
Компания Servier в этом году начала отсчет своего четвертого десятилетия присутствия на российском фармацевтическом рынке. Об основных направлениях деятельности, развитии портфеля, взаимодействии с врачами и пациентами, социальной миссии рассказала генеральный директор Servier в России Яна Ростовцева.

Востребованные решения

— Ваша компания стояла у истоков становления фармацевтической промышленности в России. Как вы оцениваете прошедшие 30 лет?

— Все эти годы мы следовали нашей миссии — вносить значимый вклад в терапевтический прогресс и удовлетворять потребности пациентов.

На глобальном уровне группа Servier находится под управлением некоммерческого фонда, что позволяет ей сохранять свою независимость. Стратегические инвестиции нацелены на новаторские идеи, а основная прибыль реинвестируется в научные исследования и поиск востребованных терапевтических решений.

Особое внимание мы уделяем разработкам в области лечения сердечно-сосудистых заболеваний: здесь компания занимает ведущую позицию на российском фармрынке1. У нас сильный портфель препаратов в области кардиологии (включая препараты для лечения артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и других патологий), флебологии, сахарного диабета 2-го типа и нейропсихиатрии, а с недавнего времени стратегическим направлением нашей компании стала онкология (лечение солидных опухолей и онкогематология).

По данным ВОЗ, онкологические и кардиологические заболевания являются основной причиной смертности от хронических неинфекционных заболеваний. И наш портфель отвечает тем потребностям, которые существуют в российском и глобальном здравоохранении.

— Давайте подробнее поговорим о портфеле препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, и в частности, артериальной гипертензии. Что он представляет собой сейчас и каковы планы по его расширению?

— Как я уже упомянула, в области сердечно-сосудистых заболеваний можно выделить два направления — кардиология и флебология. Servier производит востребованные препараты для лечения артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, хронических заболеваний вен и геморроя.

«Ромир» — исследование, которое проводилось в прошлом году для оценки достижений в области лечения артериальной гипертензии за последние 30 лет.

В рамках этого исследования терапевты и кардиологи также оценивали вклад фармацевтических компаний в лечение этого заболевания. И Servier заняла первое место2. Очень приятно это осознавать, ведь наши усилия сосредоточены не только на предоставлении лекарственных препаратов и терапевтических решений, но и на том, чтобы предоставить пациенту и врачу помощь на всех этапах управления этим заболеванием.

На протяжении более 30 лет работы в России Servier активно сотрудничает с пациентским сообществом и с профессиональными организациями. Мы предлагаем научно-образовательные мероприятия и цифровые решения, которые направлены на достижение общей цели — повышение эффективности терапии и формирование осознанного подхода к лечению.

— Ваши образовательные мероприятия направлены и на врачей, и на пациентов?

— Да, ведь можно констатировать, что патерналистский подход, который существовал ранее, уступает место пациенториентированности. Для нас это не дань моде, а вызов времени. Сейчас мы разрабатываем все больше информационных решений для того, чтобы пациент мог оперативно получать сведения о своем состоянии и его лечении — так он становится активным участником процесса управления своим заболеванием. Мы видим свою задачу в том, чтобы выстраивать партнерские отношения как с врачами, так и с пациентами, и совместными усилиями достигать общей цели.

Цифровые возможности

— Недавно компания подписала меморандум с Российским кардиологическим обществом (РКО). Какие общие задачи и цели вы преследуете?

— Наше сотрудничество развивается на протяжении уже почти 30 лет. Подписанный меморандум открывает новую страницу в нашем партнерстве. Мы стремимся вносить свой вклад в реализацию поставленных государством целей по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и улучшению качества жизни пациентов. Для этого был создан наш совместный информационно-образовательный проект с РКО «Если у вас есть сердце». В нем объединена экспертиза нашей компании и РКО, а упор сделан на комплексные решения управления заболеванием, особое внимание уделяется развитию просветительской деятельности.

— То есть теперь это не только портал, а нечто большее?

— Да, проекты Всероссийской информационно-образовательной инициативы «Если у вас есть сердце» разработаны и для врачей, и для пациентов, носят комплексный характер и могут быть использованы с момента постановки диагноза и назначения терапии далее на всех этапах управления артериальной гипертонией.

На сайте «Если у вас есть сердце», можно получить информацию о сердечно-сосудистых заболеваниях: артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, сахарном диабете, коморбидных состояниях. В первую очередь цель этого портала — ответить на вопросы пациента, рассказать ему о заболеваниях. Мы стараемся разговаривать и объяснять простым языком, давать возможность пройти тесты, при необходимости получить психологическую помощь, юридическую поддержку. Популярный раздел — советы по питанию, ведь для пациента с артериальной гипертензией очень важно правильно питаться.

Для врачей в рамках сотрудничества с РКО мы также разработали ряд инструментов. Среди них, например, такие, которые могли бы помочь не только изучить клинические рекомендации по лечению артериальной гипертензии, но и применить их в конкретной клинической ситуации. Для этого мы создали цифровой алгоритм на их базе: врач вносит определенные клинические данные, а система предлагает все возможные терапевтические опции и рекомендации на каждом шаге ведения пациента в соответствии с клиническими рекомендациями РКО.

Фактор приверженности

— Каковы дальнейшие планы сотрудничества с РКО?

— Они связаны, в частности, с повышением приверженности пациента лечению. Сейчас в арсенале врача достаточно большое количество препаратов в разных терапевтических классах. Но контроль артериального давления зачастую не достигается на том уровне, который можно наблюдать, например, в клинических исследованиях, когда пациент находится под постоянным контролем.

Корень этой проблемы — низкая приверженность терапии и врачебным рекомендациям. Пациент порой принимает решение прекратить лечение, если, например, нормализовалось артериальное давление. Или сделать перерыв, немного «отдохнуть» от приема препарата, уменьшить дозу, заменить препарат при том, что врач подобных рекомендаций не давал. Здесь очень важно объяснить, что так делать нельзя, и тем самым предупредить возможные сердечно-сосудистые осложнения и катастрофы.

Но врачу бывает сложно объяснить это в рамках приема. Сказывается ограничение во времени, большой объем необходимой к заполнению документации. А сам пациент иногда просто стесняется задать вопрос.

Для нас важно не только подготовить пациента к приему, но и подсказать врачу, как убедить пациента придерживаться назначенной терапии, помочь подобрать правильные слова, объяснить понятным языком.

Поэтому проблеме приверженности мы уделяем особое внимание. Здесь просматриваются несколько направлений деятельности.

Во-первых, это создание фиксированных комбинаций препаратов. Прием одной таблетки в день вместо двух или трех таблеток повышает приверженность лечению. При этом сегодня уже создаются фиксированные комбинации, которые объединяют решение задач не только по снижению артериального давления, но, например, и по нормализации уровня холестерина, а дислипидемия часто сопровождает артериальную гипертензию.

Второе направление — наша программа «Доверяю и следую», которая представляет собой серию образовательных мероприятий. Отмечу, что в них практически не присутствуют наши лекарственные препараты. Мы ищем совместные решения вместе с экспертами, вместе с психологами, стремимся помочь врачам донести до пациента самую необходимую информацию на правильном языке.

С другой стороны, нам важно объяснить пациентам, почему необходимо неукоснительно следовать рекомендациям врача и к чему могут привести, например, перерывы в терапии. Для этого мы разрабатываем информационно-образовательные материалы, которые помогают, например, правильно измерять артериальное давление, понять, когда необходимо обратиться к врачу или напомнить, что нельзя пропускать прием лекарств.

Порой можно потеряться в обилии информации, поэтому мы стараемся не только предоставлять востребованную и достоверную информацию, которая подготовлена в сотрудничестве с врачами-специалистами, но и коммуницировать с пациентами на тех площадках, где они эту информацию ищут. Например, мы активно развиваем социальные сети, иногда прибегая к нестандартным подходам. Среди них — создание комиксов об артериальной гипертонии, когда «органы» в виде мультяшных образов сами подсказывают пациенту, что с ними происходит. Подобные решения привлекают внимание.

Область, в которой мы работаем, очень интересна и многогранна. Мы знаем, что многое можем сделать, компания трансформируется, ищет пути и решения, сохраняя доступность своей продукции. Доступность — это особенно важно в текущих реалиях. И, с какими бы трудностями мы ни сталкивались, мы находим возможности их преодолеть, чтобы наши лекарства оставались доступными для пациентов в нашей стране.

Узнать больше о проекте «Если у вас есть сердце».

Ссылки на ресурсы, упомянутые в интервью:

  • Портал для пациентов.
  • Портал для врачей-кардиологов и терапевтов.
1. Согласно данным баз ООО «Айкьювиа Солюшнс» «Розничный аудит ГЛС и БАД в РФ». «Бюджетный аудит (искл. ДЛО и РЛО) в РФ». «ДЛО (ВЗН/ОНЛС) в РФ» и «Региональная льгота в РФ», на российском фармацевтическом рынке по итогам 2022 года производитель Servier является лидером по объему продаж в рублях в оптовых ценах в группе С «Сердечно-сосудистая система» (классификация EphMRA).
2. По мнению врачей, компания Servier находится на первом месте среди компаний, оказавших наибольший вклад в развитие лечения АГ
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.