— Спортивная адаптология — что это за дисциплина и как она дополняет классическую спортивную медицину? Почему педиатры должны понимать ее принципы?
— Основателем спортивной адаптологии был профессор Виктор Селуянов. В 1970-е годы он предложил новый подход: не просто педагогические методики и эмпирические эксперименты, а математическое моделирование организма спортсмена. До этого спорт строился по принципу: «взяли 100 человек, один стал чемпионом». Но что происходило с остальными 99, никто не анализировал. Многие уходили из спорта с серьезными заболеваниями.
Селуянов впервые смоделировал работу организма на разных уровнях — от отдельного мышечного волокна до целых систем: эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой. Это позволило просчитать, как именно нагрузка влияет на морфологию тканей, что будет происходить не только через час, но и через годы тренировок. Самое главное, стало ясно: тренировка должна быть направлена не на абстрактное развитие выносливости или скорости, а на конкретные морфологические изменения — рост митохондрий, увеличение количества миофибрилл, адаптацию миокарда.
Спортивная адаптология стала альтернативой чисто педагогическим подходам. Она объединила физиологию, биохимию, биомеханику и дала возможность строить тренировочный процесс на научной основе. Благодаря этому стало ясно, что иногда можно достичь результата, тренируясь в два-три раза меньше, чем раньше, и при этом не разрушать здоровье спортсмена.
Для педиатров это важно, потому что в России сохраняется традиция ранней специализации: детей начинают тренировать с 2—3 лет, а серьезно в 6—8 лет, часто давая им огромные объемы нагрузки. В результате юношеский спорт выигрывает, но здоровье многих детей оказывается под угрозой. Знание принципов спортивной адаптологии позволяет врачу лучше понять тренировочный процесс и его влияние на организм, оценить, какие морфологические изменения происходят у ребенка от разных видов нагрузки, вовремя распознать перегрузку и предотвратить тяжелые последствия.
— С какого возраста имеет смысл рассматривать ребенка как юного спортсмена, которому уже нужен контроль?
— Чем дольше ребенок остается ребенком, тем лучше для его здоровья. Игровая активность, разнообразные движения, физкультура обязательно должны быть в жизни с самого раннего возраста. Но реальность такова, что многие начинают специализироваться в спорте очень рано. В гимнастике, плавании, футболе, фигурном катании уже в 8—10 лет дети показывают результаты, которых взрослые-любители никогда не достигнут.
Проблема ранней специализации в том, что она часто ведет к перегрузке. Родители отдают детей сразу в несколько секций, добавляют дополнительные тренировки, репетиторов, языки, музыку. В таком режиме ребенок перестает быть ребенком. Часто к началу пубертата такие дети «сгорают»: прекращается рост мышечной массы, начинается набор жировой ткани, нарушается развитие.
Важно понимать: контроль нужен всем детям — и активным во дворе, и занимающимся в секции. Иногда дворовый футбол нагружает сильнее, чем занятие с тренером. Разница лишь в частоте контроля: юному спортсмену он требуется чаще.
— Какие обязательные обследования необходимо пройти ребенку перед началом систематических тренировок? Что из этого может организовать или инициировать педиатр?
— Существуют стандарты медосмотра перед началом занятий каким-либо видом спорта. Перед поступлением в спортивную секцию ребенок должен пройти обследование, которое обычно включает анализы крови и мочи, ЭКГ, в некоторых случаях — ЭКГ с нагрузкой. В отдельных видах спорта этот перечень шире.
На мой взгляд, обязательно стоит включать эхокардиографию. На ЭКГ мы не всегда можем заметить врожденные пороки или морфологические особенности сердца, которые становятся очевидны только при УЗИ. В моей практике был случай, когда у юного победителя первенства мира обнаружили порок сердца лишь в 17 лет — на обычных исследованиях он не определялся.
После поступления в спортивную школу ребенок обязан проходить углубленное медобследование один раз в год или в полгода, в зависимости от этапа спортивной подготовки, но в детском спорте лучше это делать чаще, чем раз в год.
В современном детском спорте значение педиатра очень высокое, он должен работать в тандеме с тренером и стоять, так сказать, у «кромки поля». именно он может инициировать первичные обследования, подсветить тренеру все риски со здоровьем, подсказать родителям, на чем сделать акцент, и объяснить, зачем важны регулярные проверки. Но пока этого нет,
— На какие показатели педиатру стоит обратить внимание при наблюдении за ребенком, активно занимающимся спортом? Что входит в базовый функциональный контроль?
— В первую очередь это сердечно-сосудистая система. Даже простые методы могут дать много информации. Например, ортостатическая проба или анализ кардиоинтервалометрии по данным пульсометра позволяют понять, восстановлен ли организм после нагрузки. Такие тесты можно проводить утром, в домашних условиях: ребенок надевает пульсометр, измеряется пульс и вариабельность сердечного ритма в покое, с дыхательной волной и при дыхательной пробе. Если показатели свидетельствуют о напряжении, значит, тренировка должна быть облегченной, направлена на другие системы или вовсе заменена отдыхом.
К базовому контролю относится и регулярное измерение артериального давления, особенно перед и после тренировок. Это можно и нужно делать не только врачам, но и тренерам, и родителям.
Кроме того, важно помнить о разных уровнях контроля. Есть этапный контроль — углубленное медобследование раз в год или чаще. Есть текущий контроль, который включает анализы крови и мочи, педагогические и специальные «полевые» тесты — его выполняет тренер или научная группа. И есть оперативный контроль прямо на тренировке — измерение пульса, давления, использование пульсометра для оценки восстановления сердечно-сосудистой системы. В идеале все эти уровни должны работать вместе, обеспечивая безопасность ребенка.
Роль педиатра здесь очень важна: он может не только оценивать состояние ребенка на приеме, но и проводить просветительскую работу с родителями, объяснять, какие простые методы контроля доступны дома и почему они необходимы. В идеале врач должен присутствовать на каждой тренировке, работать в тандеме с тренером и стоять, так сказать, у «кромки поля».
— Что входит в комплексное обследование юного спортсмена в вашей лаборатории? Какие методы контроля считаются «золотым стандартом» в спортивной адаптологии?
— Все зависит от возраста. Лабораторное тестирование обычно начинаем с 10—12 лет, когда ребенок уже дорос до диагностического оборудования. Большинство нагрузочных эргометров рассчитаны на рост от 140—145 см. До этого возраста применяем полевые педагогические тесты: прыжки на тензоплатформе, определение скоростно-силовых возможностей, ускорения на дистанции 5—20 метров, координационные и когнитивные тесты. Они позволяют оценить функциональное состояние без сложного оборудования.
А вот «золотой стандарт» лабораторного тестирования в спортивной адаптологии:
Важный принцип: тестировать нужно те группы мышц, которые реально задействованы в конкретном виде спорта. Например, пловцу или лыжнику недостаточно проверки на велоэргометре — обязательно исследуем работу мышц рук на ручном эргометре или специальных тренажерах, лыжном концепте или изокинетическом тренажере для пловцов. Предложенный еще в 1970-е в свое время Селуяновым подход сегодня используют многие лаборатории.
Обязательным считаем и исследование состава тела. Биоимпеданс — метод самый доступный, но часто дает большой разброс результатов. Более точные варианты — антропометрия, выполненная специалистом, или денситометрия (DEXA). Антропометрия ценна еще тем, что позволяет видеть изменения по сегментам: что происходит, например, с жиром или мышцами передней поверхностью бедра или задней поверхностью плеча.
Важно помнить: никакой метод в отдельности не дает полной картины. Мы всегда смотрим на динамику и сопоставляем разные показатели, чтобы понять истинные процессы, происходящие в организме.
— На какие «красные флаги» педиатр должен обратить внимание при осмотре юного спортсмена? Что может стать первым сигналом перегрузки или непереносимости нагрузок?
— В первую очередь необходимо исключить патологию сердца. Поэтому к стандартному набору исследований добавляйте эхокардиографию.
Из простых и доступных инструментов — ортостатическая проба, анализ кардиоинтервалографии, измерение АД. По вариабельности сердечного ритма можно определить напряжение сердечно-сосудистой системы даже в состоянии покоя и понять, восстановился ли ребенок после нагрузки. Если напряжение высокое, это повод направить его на дополнительное обследование и внести коррективы в тренировки, восстановление и питание.
Есть и внешние признаки. Нарушение сна, снижение аппетита, усталость, изменения массы тела — все это должно насторожить. Часто родители пытаются ограничить ребенка в питании, особенно в углеводах, чтобы «не рос жир». В результате он теряет мышечную массу, а к вечеру компенсирует голод перееданием, и организм начинает накапливать жировую ткань. Если у ребенка, тренирующегося по несколько часов в день, внезапно появляется ожирение — это серьезный сигнал, что питание и восстановление организованы неправильно. Обратная ситуация — чрезмерное истощение. Оно тоже свидетельствует о нарушении баланса нагрузки и восстановления.
Таким образом, «красные флаги» для педиатра:
Любой из этих признаков должен стать поводом для дообследования и пересмотра тренировочного процесса.
— С какими последствиями неконтролируемых тренировок вы сталкиваетесь чаще всего? Какие системы организма у детей страдают в первую очередь?
— Прежде всего сердечно-сосудистая система. У детей физиологически более высокий пульс, чем у взрослых, и при нагрузках он может подниматься до 190—200 ударов в минуту. Проблема в том, что ребенок этого не ощущает: у него может быть тахикардия, но субъективно он чувствует себя нормально.
Если тренировка длительно проходит на пульсе выше 170 ударов в минуту, возникает риск гипоксии миокарда и его дистрофии. При этом средний пульс на двухчасовой тренировке у многих юных спортсменов держится именно в этой зоне. В итоге сердечная мышца не успевает адаптироваться к растущим нагрузкам, и мы получаем тяжелые осложнения.
К сожалению, такие перегрузки могут приводить к трагическим исходам. В спортивной среде известны случаи внезапной смерти подростков-спортсменов, даже мастеров спорта международного класса. При разборе тренировочного процесса выясняется: многократные превышения допустимых нагрузок, работа «через не могу», отсутствие должного контроля со стороны тренеров.
Особенно опасно заблуждение, что чем выше пульс на тренировке, тем лучше. На самом деле это прямой путь к перегрузке сердечной мышцы и развитию ее дистрофии. Поэтому контроль ЧСС у ребенка — не формальность, а жизненно важная мера профилактики.
— Как наладить эффективное взаимодействие между педиатром, тренером, родителями и врачом спортивной медицины? Кто должен быть ведущим в этой связке?
— В идеале это командная работа. У каждого участника своя зона ответственности. Родители должны следить за режимом, питанием, качеством восстановления. Тренер — за тренировочным процессом и оперативным контролем во время занятий. Врач спортивной медицины оценивает функциональное состояние и дает рекомендации по нагрузкам.
Роль педиатра здесь очень важна! Он может быть главным связующим звеном, тем специалистом, к которому родители приходят первым делом, и именно он способен объяснить, какие обследования необходимы, на что обратить внимание, какие признаки перегрузки нельзя игнорировать. Педиатр становится своего рода проводником между семьей, тренером и спортивным врачом.
Я уверен, что в ближайшем будущем должно появиться отдельное направление — спортивная педиатрия. Сегодня дети тренируются в таких объемах, что их нагрузки сопоставимы со взрослыми спортсменами. Но при этом у них своя физиология, своя динамика роста и развития, свои риски. Нужен специалист, который будет учитывать эти особенности, чтобы спортивные достижения не оборачивались потерей здоровья и трагическими последствиями.
— Что дает регулярное сопровождение юного спортсмена с точки зрения спортивной адаптологии? Можно ли таким образом предупредить травмы, сбои в развитии и психологическое выгорание?
— Самое важное — это возможность индивидуализировать тренировочный процесс. Мы видим, какие именно морфологические изменения происходят в организме ребенка, как адаптируются его мышцы, сердце, эндокринная, нервная система и что лимитирует его функциональное состояние. На основании этих данных подбираем оптимальные нагрузки: кому-то нужно работать над окислительными мышечными волокнами, кому-то увеличивать митохондрии, кому-то воздействовать на высокопороговые двигательные единицы, кому-то улучшать производительность сердечно-сосудистой системы, кому-то полезно увеличить объем, кому-то снизить интенсивность, кому-то дать больше времени на восстановление.
Такой подход позволяет не только улучшать спортивные результаты, снижая при этом тренировочные объемы и увеличивая их эффективность, но и предотвращать перегрузку, травмы и нарушения развития. У ребенка формируется правильная функциональная база, а спорт становится действительно оздоравливающим фактором, а не источником проблем.
Есть и психологический аспект. Когда нагрузки соответствуют возможностям организма, ребенок получает радость от тренировок, меньше сталкивается с чувством усталости или бессилия. Это снижает риск эмоционального выгорания, которое в юношеском спорте встречается не реже, чем физические травмы.
И главное — спорт должен помогать сохранить здоровье, а не разрушать его. Спортивная адаптология нужна как раз для того, чтобы спорт выполнял свою истинную функцию — развивать, а не калечить. Поэтому на базе лаборатории мы проводим специальное обучение по программам дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для врачей, тренеров, родителей и спортсменов, где разбираются механизмы адаптации и принципы контроля и управления тренировочным процессом.
Нет комментариев
Комментариев: