Инвалиды ждут не формального ввода реестра, а его эффективного использования

14.07.2017
935

В связи с публикацией материала «Запуск федерального реестра инвалидов запаздывает на год» в редакцию портала Medvestnik.ru поступило письмо из Минтруда России с уточнениями. В нем сообщается, что Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» введена в эксплуатацию с 1 января 2017 года в строгом соответствии с требованиями статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 

Лысенко Александр Евгеньевич

научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов, к.м.н.,

В письме указывается, что к этой дате в реестре были размещены сведения в отношении всех инвалидов в части пенсионного обеспечения, поскольку указанные сведения имелись в распоряжении Пенсионного фонда РФ. 

«Минтруд обращает внимание, что Концепцией создания, ведения и использования реестра, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. №1506-р, предусмотрена поэтапная работа над созданием и наполнением реестра в течение 2016 и 2017 годов. Этапность обусловлена необходимостью размещения в реестре отдельных видов сведений из документов, которые выдавались в бумажном виде в течение 20 последних лет и требуют перевода в электронный вид. В частности, речь идет об индивидуальных программах реабилитации инвалидов, которые выдавались бессрочно до введения в 2014 году в учреждениях медико-социальной экспертизы (МСЭ) электронного документооборота. 

Так, в соответствии с положениями концепции в 2016 году в отношении всех детей-инвалидов учреждениями МСЭ архивные сведения с бумажных носителей переведены в электронный вид. Для этого было разработано специальное программное обеспечение. Проведена выверка полноты и достоверности сведений, загруженных в реестр. На 1 января 2017 года число детей-инвалидов составило 625,6 тыс. человек. В 2017 году учреждениями МСЭ проводится работа по переводу архивных сведений с бумажных носителей в электронный вид в отношении взрослых. В электронный вид уже переведены архивные дела в отношении 5,14 млн человек (63% от общего потенциально возможного количества архивных дел). При этом большая часть «оцифрованных» архивных дел уже передана в Пенсионный фонд Российской Федерации для проведения проверки и загрузки в реестр. В соответствии с концепцией ввод архивных данных должен завершиться до конца 2017 года. 

Необходимо подчеркнуть, что с 1 января 2017 года реестр автоматически наполняется всеми необходимыми сведениями в отношении тех граждан, которые признаются инвалидами первично или проходят повторное переосвидетельствование. С 26 мая 2017 года в «Личном кабинете» для всех граждан открыт доступ к сведениям об исполнении мероприятий по выдаче технических средств реабилитации, предусмотренных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА), и путевок на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в интернете посредством информационного портала https://sfri.ru/ обеспечивается доступ к открытым статистическим данным, которые формируются на основании сведений из реестра. 

Минтруд России, разделяя мнение экспертов о нужности и востребованности реестра, обращает внимание на то, что в части наполнения реестра сведениями, необходимыми для контроля за реализацией индивидуальной программы реабилитации инвалидов, обеспечения их техническими средствами реабилитации, пенсионного обеспечения работы по наполнению реестра идут с опережением графика и «запаздывания» не происходит. В то же время вызывает тревогу работа, координаторами которой являются Минобрнауки России и Минздрав России: это наполнение реестра сведениями о получении инвалидами образования, оказании инвалидам медицинской и паллиативной помощи, о лекарственном обеспечении, о предоставлении регионами санаторно-курортного лечения. Хотя сроком для завершения этой работы концепцией определен конец 2017 года, недостаточность предпринятых организационных мер со стороны Минобрнауки России и Минздрава России становится все более очевидной».

Комментируя письмо Минтруда, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко сказал порталу Medvestnik.ru, что оперативная реакция со стороны Минтруда и Пенсионного фонда на его интервью вызывает уважение. 

- Значит, чиновники болеют за свое детище и готовы в прямом диалоге отстаивать свою позицию. Еще Конфуций говорил: «Обещание есть долг». Для людей обещанием со стороны власти разработать и запустить федеральный реестр инвалидов с 1 января 2016 года стал ФЗ-419 от 1 декабря 2014 года. Не получилось. Реестр к обозначенному сроку не заработал. Запоздание произошло по многим вполне понятным и объективным причинам, в том числе не зависящим от Минтруда и тем более от Пенсионного фонда. Более поздние сроки введения реестра были установлены новым законом, в соответствии с которым правительство сдвинуло срок введения системы в эксплуатацию на 1 января  2017 года. 

А теперь ответьте на вопрос: разве запоздание с вводом в действие Федерального реестра инвалидов по сравнению с первоначальными планами не произошло? Еще раз хочу подчеркнуть, что причины задержки существуют и не отрицаются. При создании любого инновационного продукта (а реестр как очень сложная межведомственная система является именно таковым) лучше увеличить необходимое для работы время и добиться качественного исполнения, чем получить «скороспелку». Только, может быть, лучше моим оппонентам сосредоточиться на том, чтобы поддержать авторитет своего руководителя, который принял на себя обязательства и ответственность за создание системы, и  разъяснить людям причины корректировки первоначальных сроков? Было бы полезно узнать от разработчиков и о перспективах развития системы, о возникающих сегодня трудностях и, самое главное, механизмах их преодоления. Людям не очень интересны чиновничьи перипетии, они хотят знать, когда реестр будет полностью наполнен информацией и заработает в полную силу. Кстати, трудностей с наполнением реестра, как оказывается, немало. Связаны они с некоторыми проблемами сбора данных в системе образования и здравоохранения, как справедливо заметил Минтруд. 

Чтобы не пришлось второй раз сдвигать сроки начала полноценной работы реестра, предлагаю не дискутировать  по вопросу «опоздали - не опоздали», а сесть всем заинтересованным сторонам за стол, например, на площадке ОНФ, и совместно обсудить все межведомственные проблемы наполнения реестра и его поэтапного  запуска. Ведь  люди с инвалидностью с нетерпением ждут не просто формального «ввода реестра», а его  эффективного использования, которое должно способствовать улучшению качества их жизни.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика