Влияние смартфонов на здоровье детей и подростков

6 карточек

При широком использовании гаджетов детьми выделяются как положительное, так и негативное их влияние на развитие и здоровье ребенка.

Автор: Валентина Хабарова

1

Лучший друг ребенка

Интенсивное развитие цифровых информационных технологий способствует широкому внедрению гаджетов в жизнь детей и подростков. Согласно результатам отчета о состоянии цифровой сферы Global Digital за 2021 год мобильным телефоном пользуется 66,6% мирового населения. Ежегодный прирост пользователей составляет около 1,8% (93 млн).1-2 Распространенность мобильных телефонов у российских школьников — 98,3%.

С 2011 года, когда повсеместно стали доступными смартфоны, используемые не только как коммуникационное средство — для голосового общения, но и как мини-компьютер — мультимедийное устройство. С расширением их возможностей появились и новые особенности их влияния на здоровье пользователей.

При широком использовании гаджетов детьми специалисты выделяют их и очевидно положительное, и негативное влияние на развитие и здоровье ребенка.

Положительное влияние гаджетов:1

  • возможность быстрой связи с родителями и друзьями при необходимости;
  • возможность общения в группе, встреч с известными людьми;
  • неограниченный доступ к текстовой информации с возможностью выхода в интернет;
  • способность просматривать видеоматериалы, цветные изображения, прослушивать звуковые записи, то есть пользоваться всеми мультимедийными возможностями;
  • получение эстетического удовольствия от контента, игр;
  • снятие стресса во время игр;
  • развитие сложных психомоторных и логических навыков при использовании игр;
  • поддержание социального статуса ребенка.

Отрицательное влияния использования гаджетов:1

  • возможное ухудшение зрения, формирование компьютерно-зрительного синдрома;
  • потенциальное развитие плечелоктевого синдрома;
  • боли в кистях, особенно рабочей руки;
  • боли в спине;
  • нарушение осанки;
  • дефицит двигательной активности (гипокинезия);
  • психологические нарушения:

         o цифровая зависимость (аддикция);
         o цифровой аутизм;
         o клиповое мышление и «цифровое слабоумие».


1. Храмцов П.И., Курганский А.М., Вятлева О.А., Горелова Ж.Ю., Гурьянова М.П., Шубочкина Е.И. Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона. М., 2024. https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/067/691/original/1.pdf?1724852329.
2. Глобальная статистика интернета на 2021 год. https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-isocsetej-na-2021-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii.
2

«Окна восприимчивости»

Наличие серьезного негативного влияния гаджетов на здоровье ребенка требует обоснования условий их безопасного использования. Дети имеют уникальную уязвимость, имеют «окна восприимчивости»: периоды, когда их органы и системы приобретают особую чувствительность к воздействию определенных экологических угроз.1

Природа воздействия мобильных устройств на здоровье детей определяется двумя видами реакций растущего организма — острые реакции (имеющие короткий латентный период от момента воздействия до момента клинического проявления) и реакции, отсроченные во времени (имеющие значительный латентный период от момента воздействия до момента клинического проявления).

Неблагоприятные реакции растущего организма на воздействие мобильных устройств обусловлены электромагнитным излучением в микроволновом диапазоне (ЭМП РЧ), способном проникать через ткани организма. Смартфон — открытый и неконтролируемый источник сверхвысокочастотного электромагнитного поля. При разговорах с его использованием наиболее сильному воздействию подвергается головной мозг и органы зрения и слуха, вестибулярный аппарат.

Исследование электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в условиях острого воздействия ЭМП МТ (дозвон до абонента) у детей 6—13 лет показало, что при низком уровне излучения смартфона (менее 1 мкВ/см²) изменения ЭЭГ отмечаются у детей моложе десяти лет и только в области мозга, наиболее близко расположенной к гаджету.2 При высоком уровне излучения (100 мкВ/см²) изменения ЭЭГ наблюдаются не только у детей, но и у подростков, охватывают оба полушария и глубокие отделы мозга. После длительного (1—3 года) интенсивного пользования смартфоном при высоком уровне ежедневной электромагнитной нагрузки у детей 7—10 лет отмечаются устойчивые локальные изменения ЭЭГ в наиболее часто облучаемой области мозга.2

Электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне может вызывать:1

  • повышение температуры;
  • изменение метаболизма глюкозы в клетках мозговой ткани;
  • нарушение синтеза мелатонина и соматотропина;
  • снижение чувствительности структур мозга к дофамину;
  • повышение нагрузки на орган зрения.

Данные эпидемиологического исследования, проведенного в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, указали на риски ухудшения состояния иммунной системы у младших школьников — повышение частоты простудных заболеваний в год и состояния нервной системы; у обучающихся средней школы — повышенную частоту головных болей и нарушений сна в виде трудностей засыпания. Согласно полученным данным, риск в возрастной группе 6—10 лет по критерию количества частых простудных заболеваний (более четырех раз в год) при шести разговорах по мобильному телефону в день составил: OR = 4,39; 95% CI 1,60—12,05; в 11—13 лет риск повышения частоты головных болей до нескольких раз в неделю при количестве разговоров равном шести составил: OR = 1,61; 95% CI 1,12—2,3. В возрастной группе 14–15 лет риск повышения частоты головных болей составил: OR = 1,79; 95% CI 1,27—2,54 и нарушений сна при длительности разговора равной трем минутам: OR = 1,66; 95% CI 1,17—2,37, что свидетельствует о необходимости гигиенического регулирования длительности разговоров.3

Специалисты отмечают еще одну сторону проблемы — связь между значительным суммарным временем, затрачиваемым на контакт с гаджетами, и детским ожирением. Дети, которые более пяти часов в день заняты с гаджетами, чаще имеют избыточный вес, чем их сверстники.


1. Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И., Лобкис М.А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14, № 2, 2020, с. 95-103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16.
2. Вятлева О.А., Курганский А.М. Уровень излучения мобильных телефонов, используемых современными школьниками, и его влияние на биоэлектрическую активность мозга и вегетативную регуляцию сердечного ритма детей. Сб. материалов Международного форума Научного совета Российской Федерации по экологии человека и гигиене окружающей среды «Экологические проблемы современности: выявление и предупреждение неблагоприятного воздействия антропогенно детерминированных факторов и климатических изменений на окружающую среду и здоровье населения. 2017, с. 93—943.
3. Вятлева О.А., Курганский А.М. Риски для здоровья, связанные с режимами использования и уровнем излучения мобильных телефонов у современных младших школьников. Гигиена и санитария. Т. 98, № 11, 2019, с. 1267—1271. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1267-1271.
3

Онкологические риски

450—3800 МГц и 24—80 ГГц — это параметры электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), которые генерируют мобильные устройства. Международное агентство исследования рака (IARC) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) классифицировало это воздействие мобильных телефонов как возможное канцерогенное излучение для людей.1-2

Представители Американского онкологического общества также подтвердили потенциальные риски возникновения опухолей мозга и других видов опухолей в области головы и шеи у пользователей мобильных телефонов.3 Их исследования установили, что значение поглощенной дозы у ребенка практически в два раза превышает таковое у взрослого и имеет большую глубину проникновения в структуры головного мозга.

Объясняется это особенностями детского организма:4

  • более высокая проводимость ткани мозга;
  • тонкие кости черепа;
  • меньший размер головы;
  • мягкая ушная раковина, практически без хрящевого слоя;
  • головной мозг с высокой способностью к накоплению неблагоприятных реакций в условиях повторных воздействий ЭМП РЧ.

Американская академия педиатрии и Канадское общество педиатрии рекомендуют категорически запретить детям в возрасте от 0 до 2 лет использование гаджетов, а детям 3—5 лет сократить время их использования до одного часа в день (AAP 2001/13, CPS2010).1

Результаты выполнения национальных программ США по оценке динамики развития рака головного мозга (2015 г.) засвидетельствовали статистически значимый рост количества случаев развития первичных опухолей мозга у юных граждан США за период 2008—2012 гг.: у детей (0—14 лет) годовая прибавка показателя частоты первичных злокачественных опухолей мозга и центральной нервной системы составила 0,6%; у подростков (15—19 лет) — 1,0%.5

Шведские специалисты установили: чем выше поглощение радиочастотной энергии в единицу времени, тем выше чувствительность мозга и риск развития опухоли головного мозга. Соответственно, риск развития глиомы во многом определяется возрастом первого активного контакта с мобильным телефоном: чем младше ребенок, тем выше вероятность.6

Большие эпидемиологические исследования в странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии, продемонстрировали большую распространенность астроцитомы и акустической невриномы среди детей, активно использующие смартфоны более десяти лет. Особенно высоким риск развития опухоли мозга (выше в пять раз) был у тех, кто начал ими пользоваться в возрасте 8—10 лет.7

Специалисты из Таиланда, изучая эффекты электромагнитного поглощения, генерируемого мобильными устройствами от голосового вызова, видеовызова и текстового сообщения, установили: голова ребенка в отличие от взрослого имеет более высокую скорость поглощения излучения; мощность излучения увеличивается в зависимости от диэлектрических и тепловых свойств тканей; скорость поглощения существенно увеличивается с уменьшением расстояния между мобильным телефоном и головой. Поэтому голосовой вызов определял наибольший эффект электромагнитного поглощения.8

Члены Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений рассматривают опасность воздействия ЭМП РЧ мобильных телефонов на детский организм как неблагоприятный прогноз развития отсроченных патологических реакций, в том числе к 25—30 годам — опухолей головного мозга, слухового и вестибулярных нервов.9


1. Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И., Лобкис М.А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14, № 2, 2020, с. 95—103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16.
2. IARC WHO. Classifies radiofrequency electromagnetic fields as possibly carcinogenic to humans. Press release № 208. 31 May 2011. https://www.iarc.fr/wp-content/uploads/2018/07/pr208_E.pdf.
3. American Cancer Society. https://www.cancer.org/research.html.
4. Gandhi P. d’Arsonval medal: address. Some bioelectromagnetics research at the University of Utah: acceptance speech on the occasion of receiving the d’Arsonval medal. Bioelectromagnetics. 1996, vol. 17, № 1, p. 3—9.
5. Ostrom Q.T., Gittelman H. et. al. Statistical Report: Primary brain and central nervous system tumors diagnosed in the United States in 2008—2012. Neuro Oncol. 2015 (Oct.17), suppl. 4. https://academic.oup.com/neuro-oncology/article/17/suppl_4.
6. Hardella L., Carlberga M., Hansson Mild K. Use of mobile phones and cordless phones is associated with increased risk for glioma and acoustic neuroma. Pathophysiology. 2013, № 20, p. 85—110.
7. Hardell L., Carlberg M., Sderqvist F., Mild H. Pooled analysis of case-control studies on acoustic neuroma diagnosed 1997—2003 and 2007—2009 and use of mobile and cordless phones. Int. J. Oncol. 2013, vol. 43, № 2, p. 1036—1044.
8. Deepshikha B. Leeprechanon N., Rattanadecho P., Wessapan T. Specific absorption rate and temperature elevation in the human head due to overexposure to mobile phone radiation with different usage patterns. International Journal of Heat and Mass Transfer. 2019, № 130, p. 1178—1188.
9. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. Т. 62, № 2, 2017, с. 39—46.
4

Смартфон и психическое здоровье

Ученые из Китая в ходе исследования получили данные об увеличении проницаемости гематоэнцефалического барьера к альбумину под воздействием электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), генерируемых мобильным телефоном. Как известно, альбумин играет определенную роль в изменении биохимии клеток головного мозга и формировании психосоматических реакций быстрого типа у детей.1-2

Американские исследования показали, что при контакте с мобильным телефоном и при просмотре информации с экрана у ребенка интенсивнее вырабатывается дофамин, а общая реакция организма на количественное содержание дофамина снижается. Это способствует формированию у детей психологической зависимости от использования мобильных устройств.3

Факторами, ведущими к нарушениям психики, ученые называют ранний возраст начала использования мобильных устройств и длительное время их использования.

Возможные нарушения психики ребенка, ассоциированные с мобильными телефонами:4

  • гиперактивность;
  • повышенная раздражительность;
  • снижение долговременной памяти и умственной работоспособности;
  • нарушение коммуникативных способностей;
  • расстройства сна.

Дополнительный механизм неблагоприятного воздействия — подавление выработки мелатонина под воздействием ЭМИ РЧ мобильного устройства. Излучения воспринимаются организмом как дневной свет, приводя к нарушению у детей восприятия времени суток и задержке начала сна, накоплению свободных радикалов, снижению иммунитета и противоопухолевой защиты. Нарушения сна, как правило, проявляются в сокращении общего времени ночного сна, прерывистом сне и повышении дневной сонливости.5 Во время сна (его медленной фазы) вырабатывается гормон роста, стимулирующий размножение и рост клеток, — соматотропин. Нарушения сна у ребенка определяют дисбаланс в выработке этого гормона, повышая риск нарушений роста и развития.1

Негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в школе:1, 5-7

  • ослабление смысловой памяти;
  • снижение внимания;
  • снижение скорости аудиомоторной реакции;
  • нарушение фонематического восприятия;
  • раздражительность;
  • нарушения сна.

1. Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И., Лобкис М.А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14, № 2, 2020, с. 95—103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16.
2. Salford L., Brun A., Eberhardt J. et al. Nerve cell damage in mammalian brain after exposure to microwaves from p. 33-34. https://ehp.niehs.nih. gov/doi/abs/10.1289/ehp.6039.
3. Day J.J., Roitman M.F., Wightman R.M., Carelli R.M. Associative learning mediates dynamic shifts in dopamine signaling in the nucleus accumbens. Nat. Neurosci. 2007, № 10, p. 1020—1028. https://www.nature.com/articles/nn1923.
4. Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers. Dev. Psychol. 2014, № 50, p. 1497—1506.
5. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. Т. 62, № 2, 2017, с. 39—46.
6. Хорсева Н.И., Григорьев Ю.Г., Горбунова Н.В. Психофизиологические показатели детей — пользователей мобильной связью. Сообщение 2. Результаты четырехлетнего мониторинга. Радиационная биология. Радиоэкология. Т. 51, № 5, 2011, с. 617—623.
7. Panda N. Jain R., Bakshi J. et al. Disturbances in long-Term Mobile phone users. J. Otolaryngology-Head and Neck Surgery. 2010, vol. 39, № 1, p. 5—11.
5

Феномен многозадачности

Негативное влияние электромагнитных полей смартфонов на психическое здоровье детей отражается и на успешности ребенка при школьном обучении.1 Так, нарушения фонематического восприятия вызывает обилие ошибок в речи и письме.2-3 Эти проблемы наблюдаются и у взрослых пользователей мобильных телефонов.4

Исследователи установили отрицательную зависимость времени пользования смартфонами и успеваемостью школьников: чем больше времени ребенок проводит с мобильным телефоном, тем хуже его школьные успехи. Специалисты связывают это с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения, что ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.1,5

Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 4%.6

Другие исследователи также отмечают негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона:7

  • тревога;
  • потеря чувства безопасности;
  • частые изменения настроения;
  • беспокойство из-за проблем с доступом к сервисам;
  • чувство изоляции и покинутости в случае неполучения ожидаемых сообщений;
  • нарушения сна, частые пробуждения для проверки поступивших СМС-сообщений или звонков;
  • физические симптомы — боль в шее, эффект синдрома сухого глаза, нарушения зрения и др., слуховые и тактильные галлюцинации, бред, номофобия (страх остаться без телефона) и др.

1. Новикова И.И., Зубцовская Н.А., Романенко С.П., Кондращенко А.И., Лобкис М.А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14, № 2, 2020, с. 95—103. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.16.
2. Григорьев Ю.Г., Самойлов А.С., Бушманов А.Ю., Хорсева Н.И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия. Медицинская радиология и радиационная безопасность. Т. 62, № 2, 2017, с. 39—46.
3. Хорсева Н.И., Григорьев Ю.Г., Горбунова Н.В. Психофизиологические показатели детей — пользователей мобильной связью. Сообщение 2. Результаты четырехлетнего мониторинга. Радиационная биология. Радиоэкология. Т. 51, № 5, 2011, с. 617—623.
4. Panda N. Jain R., Bakshi J. et al. Disturbances in long-Term Mobile phone users. J. Otolaryngology-Head and Neck Surgery. 2010, vol. 39, № 1, p. 5—11.
5. Lepp A., Barkley J. E., Karpinski A. C. The relationship between cell phone use and ac-ademic performance in a sample of U. S. college students. SAGE Open. 2015, № 1—9. doi: 10.1177/2158244015573169.
6. Beland L.-P., Murphy R. Ill communication: technology, distraction and student performance. CEP Discussion Paper. 2015, № 1350.
7. Taneja C. The psychology of excessive cellular phone use. Delhi Psychiatry J. 2014, № 17, p. 448—451.
6

Рекомендации от специалистов

Для предупреждения неблагоприятного влияния электромагнитных полей смартфонов рекомендуется соблюдать следующие условия:1

  • приобретать ребенку модель смартфона с более низким уровнем излучения (показатель SAR в паспорте устройства);
  • минимизировать разговоры по смартфону в экранированных помещениях (подземные переходы, метро), движущемся транспорте;
  • не разговаривать по телефону во время его зарядки;
  • подносить смартфон к уху только после установления контакта с абонентом (через 10—20 секунд после начала вызова мощность излучения снижается до минимально допустимого уровня);
  • держать телефон на удалении от головы — разговаривать по нему с помощью наушников или громкой связи;
  • предпочтительно использование проводных наушников (беспроводные сами являются приемником радиосигнала);
  • ограничивать длительность разговоров по телефону (без использования громкой связи и наушников) до двух минут разово, а минимальная пауза между звонками — не менее 15 минут;
  • при ношении смартфона днем держать его подальше от тела и органов, насыщенных жировой тканью (грудные железы, половые железы), желательно в сумке или портфеле;
  • на ночь выключать (переводить в авиарежим) или держать его на удаленном расстоянии от головы (1—2 метра), выключая звук звонков и уведомлений;
  • по возможности пользоваться мессенджерами вместо голосовых звонков;
  • не рекомендуется использовать смартфон в школе (кроме экстренных случаев).

Рекомендации по безопасному использованию смартфона в режиме мобильного интернета:1

  • во время выполнения домашнего задания отключать звук уведомлений и убирать телефон из поля зрения;
  • при работе с мобильным интернетом рекомендуется размещать телефон подальше от тела — на столе, подставке;
  • не следует использовать смартфон для чтения учебных текстов;
  • при чтении использовать экран в «режиме чтения»;
  • прекращать использование экрана смартфона за 1—2 часа до сна и не использовать его в ночное время;
  • младшим школьникам рекомендуется пользоваться мобильным интернетом на смартфонах как можно меньше (не более десяти минут разово), по возможности, использовать устройства с большей диагональю (планшеты, ноутбуки) для профилактики нарушений зрения;
  • при использовании интернета и игр следует помнить, что суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами не должна превышать для школьников:

        o 1—2 классов — 1 час 20 мин.;
        o 3—4 классов — 1,5 часа;
        o 5—9 классов — 2 часа;
        o старше 15 лет — 2,5 часа.


1. Храмцов П.И., Курганский А.М., Вятлева О.А., Горелова Ж.Ю., Гурьянова М.П., Шубочкина Е.И. Методические рекомендации по безопасному для здоровья детей и подростков использованию мобильного телефона. М., 2024. https://static-0.minzdrav.gov.ru/system/attachments/attaches/000/067/691/original/1.pdf?1724852329.
Вы не можете оставлять реакции
Пожалуйста, авторизуйтесь