
При широком использовании гаджетов детьми выделяются как положительное, так и негативное их влияние на развитие и здоровье ребенка.
Автор: Валентина Хабарова
Интенсивное развитие цифровых информационных технологий способствует широкому внедрению гаджетов в жизнь детей и подростков. Согласно результатам отчета о состоянии цифровой сферы Global Digital за 2021 год мобильным телефоном пользуется 66,6% мирового населения. Ежегодный прирост пользователей составляет около 1,8% (93 млн).1-2 Распространенность мобильных телефонов у российских школьников — 98,3%.
С 2011 года, когда повсеместно стали доступными смартфоны, используемые не только как коммуникационное средство — для голосового общения, но и как мини-компьютер — мультимедийное устройство. С расширением их возможностей появились и новые особенности их влияния на здоровье пользователей.
При широком использовании гаджетов детьми специалисты выделяют их и очевидно положительное, и негативное влияние на развитие и здоровье ребенка.
Положительное влияние гаджетов:1
Отрицательное влияния использования гаджетов:1
o цифровая зависимость (аддикция);
o цифровой аутизм;
o клиповое мышление и «цифровое слабоумие».
Наличие серьезного негативного влияния гаджетов на здоровье ребенка требует обоснования условий их безопасного использования. Дети имеют уникальную уязвимость, имеют «окна восприимчивости»: периоды, когда их органы и системы приобретают особую чувствительность к воздействию определенных экологических угроз.1
Природа воздействия мобильных устройств на здоровье детей определяется двумя видами реакций растущего организма — острые реакции (имеющие короткий латентный период от момента воздействия до момента клинического проявления) и реакции, отсроченные во времени (имеющие значительный латентный период от момента воздействия до момента клинического проявления).
Неблагоприятные реакции растущего организма на воздействие мобильных устройств обусловлены электромагнитным излучением в микроволновом диапазоне (ЭМП РЧ), способном проникать через ткани организма. Смартфон — открытый и неконтролируемый источник сверхвысокочастотного электромагнитного поля. При разговорах с его использованием наиболее сильному воздействию подвергается головной мозг и органы зрения и слуха, вестибулярный аппарат.
Исследование электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в условиях острого воздействия ЭМП МТ (дозвон до абонента) у детей 6—13 лет показало, что при низком уровне излучения смартфона (менее 1 мкВ/см²) изменения ЭЭГ отмечаются у детей моложе десяти лет и только в области мозга, наиболее близко расположенной к гаджету.2 При высоком уровне излучения (100 мкВ/см²) изменения ЭЭГ наблюдаются не только у детей, но и у подростков, охватывают оба полушария и глубокие отделы мозга. После длительного (1—3 года) интенсивного пользования смартфоном при высоком уровне ежедневной электромагнитной нагрузки у детей 7—10 лет отмечаются устойчивые локальные изменения ЭЭГ в наиболее часто облучаемой области мозга.2
Электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне может вызывать:1
Данные эпидемиологического исследования, проведенного в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, указали на риски ухудшения состояния иммунной системы у младших школьников — повышение частоты простудных заболеваний в год и состояния нервной системы; у обучающихся средней школы — повышенную частоту головных болей и нарушений сна в виде трудностей засыпания. Согласно полученным данным, риск в возрастной группе 6—10 лет по критерию количества частых простудных заболеваний (более четырех раз в год) при шести разговорах по мобильному телефону в день составил: OR = 4,39; 95% CI 1,60—12,05; в 11—13 лет риск повышения частоты головных болей до нескольких раз в неделю при количестве разговоров равном шести составил: OR = 1,61; 95% CI 1,12—2,3. В возрастной группе 14–15 лет риск повышения частоты головных болей составил: OR = 1,79; 95% CI 1,27—2,54 и нарушений сна при длительности разговора равной трем минутам: OR = 1,66; 95% CI 1,17—2,37, что свидетельствует о необходимости гигиенического регулирования длительности разговоров.3
Специалисты отмечают еще одну сторону проблемы — связь между значительным суммарным временем, затрачиваемым на контакт с гаджетами, и детским ожирением. Дети, которые более пяти часов в день заняты с гаджетами, чаще имеют избыточный вес, чем их сверстники.
450—3800 МГц и 24—80 ГГц — это параметры электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), которые генерируют мобильные устройства. Международное агентство исследования рака (IARC) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) классифицировало это воздействие мобильных телефонов как возможное канцерогенное излучение для людей.1-2
Представители Американского онкологического общества также подтвердили потенциальные риски возникновения опухолей мозга и других видов опухолей в области головы и шеи у пользователей мобильных телефонов.3 Их исследования установили, что значение поглощенной дозы у ребенка практически в два раза превышает таковое у взрослого и имеет большую глубину проникновения в структуры головного мозга.
Объясняется это особенностями детского организма:4
Американская академия педиатрии и Канадское общество педиатрии рекомендуют категорически запретить детям в возрасте от 0 до 2 лет использование гаджетов, а детям 3—5 лет сократить время их использования до одного часа в день (AAP 2001/13, CPS2010).1
Результаты выполнения национальных программ США по оценке динамики развития рака головного мозга (2015 г.) засвидетельствовали статистически значимый рост количества случаев развития первичных опухолей мозга у юных граждан США за период 2008—2012 гг.: у детей (0—14 лет) годовая прибавка показателя частоты первичных злокачественных опухолей мозга и центральной нервной системы составила 0,6%; у подростков (15—19 лет) — 1,0%.5
Шведские специалисты установили: чем выше поглощение радиочастотной энергии в единицу времени, тем выше чувствительность мозга и риск развития опухоли головного мозга. Соответственно, риск развития глиомы во многом определяется возрастом первого активного контакта с мобильным телефоном: чем младше ребенок, тем выше вероятность.6
Большие эпидемиологические исследования в странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии, продемонстрировали большую распространенность астроцитомы и акустической невриномы среди детей, активно использующие смартфоны более десяти лет. Особенно высоким риск развития опухоли мозга (выше в пять раз) был у тех, кто начал ими пользоваться в возрасте 8—10 лет.7
Специалисты из Таиланда, изучая эффекты электромагнитного поглощения, генерируемого мобильными устройствами от голосового вызова, видеовызова и текстового сообщения, установили: голова ребенка в отличие от взрослого имеет более высокую скорость поглощения излучения; мощность излучения увеличивается в зависимости от диэлектрических и тепловых свойств тканей; скорость поглощения существенно увеличивается с уменьшением расстояния между мобильным телефоном и головой. Поэтому голосовой вызов определял наибольший эффект электромагнитного поглощения.8
Члены Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений рассматривают опасность воздействия ЭМП РЧ мобильных телефонов на детский организм как неблагоприятный прогноз развития отсроченных патологических реакций, в том числе к 25—30 годам — опухолей головного мозга, слухового и вестибулярных нервов.9
Ученые из Китая в ходе исследования получили данные об увеличении проницаемости гематоэнцефалического барьера к альбумину под воздействием электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ), генерируемых мобильным телефоном. Как известно, альбумин играет определенную роль в изменении биохимии клеток головного мозга и формировании психосоматических реакций быстрого типа у детей.1-2
Американские исследования показали, что при контакте с мобильным телефоном и при просмотре информации с экрана у ребенка интенсивнее вырабатывается дофамин, а общая реакция организма на количественное содержание дофамина снижается. Это способствует формированию у детей психологической зависимости от использования мобильных устройств.3
Факторами, ведущими к нарушениям психики, ученые называют ранний возраст начала использования мобильных устройств и длительное время их использования.
Возможные нарушения психики ребенка, ассоциированные с мобильными телефонами:4
Дополнительный механизм неблагоприятного воздействия — подавление выработки мелатонина под воздействием ЭМИ РЧ мобильного устройства. Излучения воспринимаются организмом как дневной свет, приводя к нарушению у детей восприятия времени суток и задержке начала сна, накоплению свободных радикалов, снижению иммунитета и противоопухолевой защиты. Нарушения сна, как правило, проявляются в сокращении общего времени ночного сна, прерывистом сне и повышении дневной сонливости.5 Во время сна (его медленной фазы) вырабатывается гормон роста, стимулирующий размножение и рост клеток, — соматотропин. Нарушения сна у ребенка определяют дисбаланс в выработке этого гормона, повышая риск нарушений роста и развития.1
Негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в школе:1, 5-7
Негативное влияние электромагнитных полей смартфонов на психическое здоровье детей отражается и на успешности ребенка при школьном обучении.1 Так, нарушения фонематического восприятия вызывает обилие ошибок в речи и письме.2-3 Эти проблемы наблюдаются и у взрослых пользователей мобильных телефонов.4
Исследователи установили отрицательную зависимость времени пользования смартфонами и успеваемостью школьников: чем больше времени ребенок проводит с мобильным телефоном, тем хуже его школьные успехи. Специалисты связывают это с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения, что ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.1,5
Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 4%.6
Другие исследователи также отмечают негативные последствия чрезмерного использования мобильного телефона:7
Для предупреждения неблагоприятного влияния электромагнитных полей смартфонов рекомендуется соблюдать следующие условия:1
Рекомендации по безопасному использованию смартфона в режиме мобильного интернета:1
o 1—2 классов — 1 час 20 мин.;
o 3—4 классов — 1,5 часа;
o 5—9 классов — 2 часа;
o старше 15 лет — 2,5 часа.