У ДМС появляются новые конкуренты  

04.12.2017
1512

Страховые компании, работающие в сфере коммерческого медицинского страхования, всегда рады здоровым клиентам. Как правило, это трудоспособное население, которое желает меньше болеть и больше работать. Но насколько сотрудники или работодатель довольны таким положением дел? Похоже, что цифровая медицина готова предложить иной вид услуг. И это не технологии будущего, а вполне наступившая реальность. Об этом шла речь на заседании 73-й рабочей группы IT-специалистов портала РАМН и Национальной ассоциации медицинской информатики «Виртуальная медицина и mHealth» 30 ноября. 

Красивое будущее 

Президент Национальной академии долголетия Арсений Труханов рассказал: главное отличие традиционной клинической медицины от цифровой в том, что первая лечит болезнь, а вторая – пациента. 

«Если у человека что-то болит, то он идет в больницу. Основа этой медицины – международная классификация заболеваний, утвержденная 20 лет назад (ICD). Главное сопоставить пациента с классификацией, присвоить ему код. Но это не персонализированная медицина. Поэтому придумана международная классификация функционирования (ICF), она описывает пациента, а не болезнь», – отметил эксперт. 

Персонализированная медицина не дожидается, когда у пациента будет хроническое заболевание, корректировать здоровье человека начинают на стадии появления первых признаков болезни или физических отклонений. Для этого ему необходим администратор здоровья, который соберет все данные о его предыдущих болезнях, привычках, слабостях и будет подсказывать время от времени, какие диагностические тесты провести, как изменить питание, когда обратиться к врачу. 

Почему это необходимо в России? Арсений Труханов привел такие данные: согласно исследованиям, в 1900 году американцы жили в среднем 48 лет, рожденные в 2000-м будут жить до 80, а те, кто родится в 2050-х,  - 100 лет. 

«В России в 1961 году средняя продолжительность жизни составляла 70 лет. Это была высшая точка здравоохранения. С тех пор мы не ушли далеко от этой цифры. При этом в Японии в 1961 году средняя продолжительность жизнь была 58 лет, а сегодня больше 80-ти», – отметил президент Национальной академии долголетия. 

Ждем перемен 

Очевидно, что надо что-то менять. Если посмотреть на структуру затрат в здравоохранении, то львиная доля средств уходит на хирургию и высокотехнологичную медицинскую помощь, около 15% - на лекарственную терапию, на реабилитацию – 10%, а на профилактику всего 5%.   

Возможно, чтобы изменить ситуацию в здравоохранении, надо больше тратить на превентивную медицину, выявлять доклинические изменения в организме человека и предотвратить болезнь или не допустить рецидива. 

Первый шаг к реализации этой стратегии – диагностика. При этом, по словам Арсения Труханова, это не должна быть диспансеризация раз в год. Наблюдение должно быть 24 часа в сутки 7 дней в неделю. 

Звучит сказочно. Наверное, это все правильно, но в современных условиях трудно представить, что медицина развернется в этом направлении. 

Первопроходцы 

Однако все не так уж нереально. На заседании рабочей группы выступили представители минимум двух компаний, которые готовы предложить новый вид услуг. Это уже упоминаемая Академия активного долголетия и портал РАМН.

Схема работы проектов такова: сначала клиент проходит проверку здоровья, затем создается онлайн личный кабинет, где может быть предусмотрен некий план действий. Если выявлены какие-либо отклонения, то назначаются корректирующие процедуры, если все хорошо, то администратор здоровья будет напоминать о профилактике.

«За полтора часа человек узнает все о своем здоровье и ему составляют план. С помощью 3D-модели детально показывают, что с ним происходит. Если у клиента накопился некоторый объем информации, которая не оцифрована, то мы поможем это сделать и занести в кабинет здоровья, именно так, а не в историю болезни, так как клиенты не хотят, чтобы их называли больными», – подчеркнула директор по инновациям портала РАМН Ольга Фатеева.

Таким образом, такие услуги были бы интересны именно трудоспособным гражданам, которые не хотят заболеть. Как правило, все активные люди живут в достаточно напряженном ритме, поэтому времени на здоровье действительно не хватает. Так что онлайн-сервисы были бы хорошим выходом для этих граждан. А кроме того вполне интересной альтернативой добровольному медицинскому страхованию. Во время кризиса работодатели начали экономить: одни сокращают программы ДМС, другие берут с сотрудников сооплату, третьи и вовсе отказываются от страховки.

Онлайн-сервисы могли бы подстраховать активного человека, не запустить болезнь или не допустить рецидива. Всем известно, что предотвратить болезнь дешевле, чем ее лечить.

Правда, тут есть вопрос цены. Сколько стоит профилактика? Пока в открытом доступе нет данных ни о стоимости предварительной диагностики, ни об абонентском обслуживании личного кабинета здоровья. Будет ли годовая стоимость программы меньше страховки ДМС?

Еще один вопрос, который возникает, - достоверность диагностики. Достаточно сложно выявить болезнь в отсутствие симптомов. Всегда есть риск гипердиагностики. Как эту задачу будет решать превентивная медицина будущего, пока неясно.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика