Сестра-хозяйка в роли «охранника труда»

29.05.2017
00:00
«В центре реабилитации (медицинское учреждение) численность работников превышает 50 человек, в связи с чем введена должность специалиста по охране труда. Можно ли приказом возложить обязанности по обеспечению требований охраны труда (при выполнении работ уборщиками производственных помещений, горничными) на сестру-хозяйку после обучения и проверки знаний по охране труда в объеме руководителя подразделения, специалиста (в том числе: проведение инструктажа на рабочем месте, проведение обучения и проверки знаний по охране труда, обеспечение СИЗ, ведение личных карточек выдачи СИЗ и т.п.), которая находится в подчинении заместителя директора по хозяйственным вопросам?» 

Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Наталья Панова:

- Работодатель вправе возложить обязанности по должности «специалист по охране труда» на работницу, работающую по должности «сестра-хозяйка», с ее согласия путем поручения дополнительной работы в порядке совмещения должностей. Мы руководствовались в данном выводе следующими документами.

В соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В данном случае работодателем требования ст. 217 ТК РФ выполнены - при численности работников более 50 человек в штат введена должность специалиста по охране труда. Как мы поняли из вопроса, вас интересует возможность поручения обязанностей по должности «специалист по охране труда», являющейся на данный момент вакантной, работнику, занимающему другую должность в организации, при этом такие обязанности будут выполняться работником наряду с обязанностями и в рабочее время, предусмотренные трудовым договором. С точки зрения трудового законодательства поручить работнику работу по другой должности работодатель может с согласия работника в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.

В силу части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Одним из таких документов являются Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г №14.

Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций, о которых пойдет речь, основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, что не препятствует усмотреть общий подход законодателя к вопросу о возможности поручения обязанностей по должности специалиста в области охраны труда тому или иному работнику организации в порядке совмещения должностей.

Как сказано в п. 15 Рекомендаций, служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, если численность работников превышает 100 человек. Исходя из п. 16 Рекомендаций, если численность работников - 100 и менее, руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Из этих положений можно сделать вывод о том, что возможность работать специалистом по охране труда в порядке совмещения должностей находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции. Таким образом, с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на условиях совмещения возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее (смотрите, например, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 г. по делу №12-200/13).

Вместе с тем трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 г. №1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)», которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. №216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, будь то руководитель организации, его заместитель, главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, другой служащий или рабочий. Так, Минздравсоцразвития указал, что под службой охраны труда понимают и специальное подразделение, и отдельного штатного специалиста по охране труда, и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях) (смотрите п. 4.2 информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 г. «Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)»). При этом трудовое законодательство не ограничивает право работодателя поручить работнику с его согласия выполнение части обязанностей по совмещаемой им должности (профессии). Сторонам необходимо письменно согласовать объем работы и ее содержание (часть третья ст. 60.2 ТК РФ).

Как следует из п. 17 Рекомендаций, на должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда. Вместе с тем, как видно из названия самого документа, его положения носят рекомендательный характер, а использование словосочетания «как правило» указывает на то, что законодатель признает возможность выполнения обязанностей специалиста по охране труда работником, не имеющим технического образования.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 г. №559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда"», установлены следующие требования к квалификации специалиста по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет. Аналогичные требования к квалификации специалиста по охране труда установлены в утвержденном приказом Минтруда от 04.08.2014 г. №524н профессиональном стандарте к трудовой функции «Специалист в области охраны труда».

Вместе с тем необходимость соблюдения требований профессиональных стандартов и квалификационных справочников (в том числе в части требований к квалификации) установлена частью второй ст. 57 ТК РФ только для случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Кроме того, обязательность применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлена только для тех случаев, когда Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования к квалификации.

Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений и поскольку требования к квалификации специалиста по охране труда в настоящее время не установлены ни Трудовым кодексом РФ, ни другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель вправе самостоятельно определить квалификационные требования к этой должности. Указанную точку зрения разделяют и представители Роструда (смотрите ответы на вопрос 1, вопрос 2, вопрос 3, вопрос 4, вопрос 5, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Таким образом, в рассматриваемом случае на сестру-хозяйку может быть возложена обязанность по выполнению части обязанностей по должности специалиста по охране труда в порядке совмещения, с согласия работника. При этом то обстоятельство, что работница, занимая должность сестры-хозяйки в медицинском учреждении, находится в подчинении заместителя директора по хозяйственным вопросам, не влияет на возможность поручения работнице такой дополнительной работы.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.