Похудеть комфортно: миф или реальная возможность для пациентов

20.10.2025
09:00
Профессиональные рецепты по сохранению вкуса к жизни при похудении врачам и их пациентам с лишним весом и ожирением на III Международном конгрессе «Ожирение и метаболические нарушения: осознанная перезагрузка» дала заведующая отделом по оказанию диетологической помощи НМИЦ эндокринологии им. акад. И.И. Дедова, к.м.н. Фатима Дзгоева в докладе «Комфортное похудение возвращает вкус к жизни!»
Фото: Медвестник

Знаете, в чем парадоксы ожирения? Человек, который умеет считать, без труда может поставить этот диагноз — кг на м2. Но даже если лишние килограммы говорят сами за себя, а к ним диагностированы диабет, гипертония, другие ассоциированные с ожирением заболевания, в его медицинской карте отсутствует виновник этих проблем — само ожирение как диагноз. Другой парадокс: все знают, что основная задача при ожирении — контроль массы тела, модификация образа жизни, но только 3—5% могут удержать достигнутый после специализированной медицинской помощи результат.

Мало кто сомневается, что залог успешного похудения — правильное питание и физическая активность. Но если человек не получает от них удовольствия, то проект перестает быть долгосрочным. Приверженность пациентов ежедневно и долгосрочно следовать рекомендациям врача по терапии и надлежащему образу жизни очень невысока.

Помимо основных принципов питания при избыточной массе тела и популярной Средиземноморской пирамиды, важно обратить внимание на проблему, связанную с дефицитом солнечного света в северных широтах и, соответственно, недостатком витамина D, который имеет критическое значение для повышения секреции инсулина. Также была рассмотрена медикаментозная терапия, обеспечивающая контроль массы тела и поддержание гликемического контроля. Однако ключевой фактор, ограничивающий долгосрочное снижение массы тела и сохранение достигнутых результатов, — низкая приверженность пациентов к лечению, которая, по имеющимся данным, не превышает 15%.

Представляя модель пяти шагов управления ожирением, спикер отметила аспект, которому, как правило, уделяется не много внимания: роль врача в формировании комплаенса у пациента чрезвычайно важна в борьбе с ожирением и контролем веса. Начинаться эта большая работа должна с первого приема, опроса пациента и выявления его готовности к серьезным изменениям в жизни. Спикер рекомендует коллегам спрашивать разрешение у пациента на опрос. Также среди профессиональных советов — деликатная формулировка задаваемых вопросов, готовность слушать, проявление эмпатии. Она складывается из многочисленных мелких деталей. И такие, как маленький стул для тучного человека в кабинете, и без того испытывающего стигматизацию общества, или недостаточный размер манжетки для измерения давления, ей не способствуют.

Далее врач должен рассказать о целях терапии, нормальных показателях, которые улучшат прогнозы и которых надо достичь. В том числе благодаря рекомендуемой терапии, поддерживающей ее системе питания. Необходимо не забыть сказать о побочных эффектах назначаемых препаратов, оценке рисков и их профилактике (профилактика тошноты: избегать резких запахов и вкусов, уменьшение количества пищи, дробное питание). Лучше, чтобы об этом рассказал специалист, а не масс-медиа.

По мнению спикера, лечение можно рассматривать как бизнес-проект по здоровому образу жизни: проговариваются все риски, ищется консенсус и принимается партнерское (врача и пациента) решение. Конечно, на пути реализации этого проекта встает масса проблем, которые требуют также совместных действий и частых контактов (исследования подтверждают: чем чаще встречаются врач и пациент, тем лучше результаты по похудению).

Фатима Дзгоева: «Если человек пришел к вам с проблемой, удержите его мотивацию или создайте ее вместе с пациентом. Деликатно задаем вопросы и внимательно слушаем. У нас же, как показывает практика, практически на 17-й секунде специалист прерывает пациента. Действительно, мы многое знаем об этом пациенте, но все-таки надо его послушать, чтобы отработать сочувствие. Мне нравится фраза: «Масса тела — результат чувств пациента». Когда врач это поймет, возможно, тогда будет по-другому разговаривать с этим человеком, смущающимся, боящимся порицания, иногда бравирующим — для прикрытия своих трудностей».

Вы не можете оставлять реакции
Пожалуйста, авторизуйтесь

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь