Подводные камни аккредитации

03.05.2017
15254

Непрерывное медицинское образование не будет полностью бесплатным. Сокращение участия фармацевтических компаний в обучающих мероприятиях на фоне усиления этических требований к содержанию лекций приведет к снижению доходности деятельности для провайдеров. При этом расходы вырастут – назрел вопрос оплаты работы рецензентов, которые дают заключения о целесообразности начисления баллов за то или иное мероприятие.

Научно-практическая конференция | Фото: Ассоциация колопроктологов России

Рецепт от конфликта интересов

Координационный совет Минздрава по непрерывному медицинскому образованию разработал проект «Требований, применяемых при оценке образовательных мероприятий». Документ возник по итогам работы в 2016-м году. За это время на сайте КС было зарегистрировано 2850 конференций. Немногим более 30 заявок было отклонено. Среди причин отказа – неприкрытая ангажированность мероприятий, упоминание торговых марок фармпрепаратов в названии доклада либо даже всей конференции.

Согласно новым требованиям, организаторы должны раскрывать информацию обо всех источниках финансирования на сайте мероприятия и/или в его программе с указанием долей: регистрационные взносы участников, неограниченный образовательный грант, спонсорские пакеты. При этом спонсоры могут участвовать только в выставочных мероприятиях и сателлитных симпозиумах, кредиты за которые медицинским работникам не начисляются. Оплачивать приезд лекторов или саму лекцию, вставлять логотип или изображение препаратов в слайды презентации, раздавать блокноты и ручки с рекламой ТМ, что сегодня практикуется сплошь и рядом, фарм- и медицинским компаниям строжайшим образом запрещено. В случае выявления нарушений этих положений провайдеру грозит бан минимум на полгода.

В основном образовательные мероприятия финансируются фармкомпаниями, но те в последнее время выдвигают повышенные требования и хотят получить максимум за свои деньги

«Пока непонятно, как мы будем дальше зарабатывать, - рассказал порталу Medvestnik.ru менеджер региональной фирмы-провайдера Иван Еремеев. – Я ни разу не слышал, чтобы кто-то в нашем субъекте получил образовательный грант. В основном все существуют за счет фармкомпаний, а те в последнее время тоже выдвигают повышенные требования и хотят получить максимум за свои деньги. Если убрать из программы их доклады и оставить одну выставочную деятельность, на ней далеко не уедешь. Виной тому низкая конверсия. Доходит до того, что во время крупных конгрессов с несколькими тысячами участников врачи разрываются между несколькими секциями, бегают слушать доклады то в один зал, то в другой, а к экспонентам коммерческой выставки вообще никто не заходит. Нередко фармкомпания оплачивает стенд, но даже не считает нужным держать на нем весь день сотрудника – на стойке выкладываются визитки на случай, если кому-то потребуется с ним связаться. Так что в ближайшее время доля средств, которые можно будет заработать на продаже выставочных площадей фармкомпаниям, сократится. Регистрационные взносы? Если конгресс проходит в крупном мегаполисе и собирает несколько тысяч специалистов, возможно. Но, если речь идет о небольшом городе или о не самой популярной медицинской специальности, когда в зале не больше 20 человек, размер взноса может оказаться врачам не по карману».

Занятия в симуляционном центре | Фото: Екатерина Погонцева

За чей счет рецензент?

Доходы провайдеров будут сокращаться, а расходы, наоборот, расти. Кандидатуры рецензентов сегодня предлагают профессиональные ассоциации, по 3-4 человека от каждой. Рекомендуют самых-самых, не учитывая их основную нагрузку. При этом по популярным специальностям в комиссию поступают до нескольких десятков заявок в месяц и все они сваливаются на одних и тех же рецензентов-волонтеров. Как следствие, сегодня нередко обращения комиссии остаются без ответа либо заключение, в том числе отказ, поступает уже после того, как мероприятие проведено. Бывает, рецензентов обвиняют в непонимании структуры учебного мероприятия или предвзятости (приверженец одной научной школы в рамках узкой специальности не приемлет методы другой, которым предлагается обучить в рамках конференции). Понятно, что так вечно продолжаться не может и самый очевидный способ решить проблему – материально мотивировать рецензентов. Но каким должен быть размер гонорара, кто его будет устанавливать, должен он быть стандартным или учитывать регалии конкретного специалиста, - ответы на бесконечные вопросы еще предстоит найти.

Опять же, на кого провайдеры переложат это финансовое бремя?

«Многие ЛПУ не знают о существовании приказа №354н «Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения между территориальным фондом ОМС и медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации», - говорит заместитель председателя профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздрава России по специальности «общая врачебная практика» Татьяна Заугольникова. – Между тем возможность получить средства из ФОМС за обучение сотрудников есть, и ею надо активнее пользоваться».

Впрочем, и сами врачи также должны быть готовы нести расходы на повышение своей квалификации.

«К нам то и дело обращаются с жалобами на то, что аккредитованные нами мероприятия – платные, - признается секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов КС по развитию НМО Минздрава Залим Балкизов. - И примерно раз в месяц я даю пояснения, что это нормально, что не могут все конференции быть бесплатными. Есть вузы Минздрава, которые организуют такие мероприятия за свой счет и не берут регвзносы, есть конференции, спонсированные фармацевтическими компаниями, а есть те, за которые придется платить самим врачам. Важно понимать, что выбор метода и места повышения квалификации – дело добровольное. Никто не заставляет вас посещать тот или иной курс, всегда есть альтернатива в виде электронных материалов, доступных бесплатно на сайте Координационного совета».

Базовые и продвинутые

Если финансовая нагрузка на врачей в рамках НМО вырастет, сложнее всего придется тем специалистам, которые обладают несколькими сертификатами.

«Сегодня врачи подчас имеют по пять различных сертификатов, - рассказывает Татьяна Заугольникова.- Каждый раз им приходится проходить полноценную профпереподготовку по каждому из направлений. Это совершенно неэффективное использование бюджетных средств. Мы предлагаем разделить все навыки на два уровня: базовые (строго обязательные) и расширенные или, как их называют за рубежом, продвинутые (смежные). Но мы должны четко определить границы: врач общей практики может делать УЗИ какой-то одной области по типу скрининга. Например, есть терапевты, которым интересна мочевыводящая система, и они делают УЗИ только с точки зрения выявления камней, и в случае необходимости - направляют к узкому специалисту. Как будет решаться эта проблема, пока непонятно, поскольку сегодня все заняты первичной аккредитацией».

Выдача допусков к тому или иному виду деятельности, непосредственно связанному с основной специальностью, потребует внесения изменений в действующее законодательство об образовании. Ведь в рамках существующего нормативного поля овладение продвинутыми навыками приравнивается к получению новой специальности.

В непростой ситуации окажутся также врачи редких специальностей и те, кто проживают в небольших городах. Отработка модели НМО продемонстрировала дисбаланс и в разрезе регионов, и в разрезе профессиональных профилей – по некоторым из них до сих пор не было проведено ни одного мероприятия, аккредитованного в системе.

Какое-то количество баллов (и знаний) медицинские работники смогут получать по месту жительства: посредством участия в вебинарах, изучения электронных материалов, но в части 36-часовой обязательной программы скорее всего потребуется выезжать в другие населенные пункты, а это ощутимые расходы. На фоне низкого уровня оплаты труда медицинского персонала это вызывает большие опасения профессионального сообщества. Вероятно, государству стоит предусмотреть варианты оказания дополнительной помощи специалистам, для которых непрерывное медицинское образование затруднено перечисленными обстоятельствами.

Количество образовательных мероприятий по специальностям (2016 г.)

Кардиология

679

Терапия

434

Акушерство и гинекология

174

Стоматология терапевтическая

128

Эндокринология

115

Педиатрия

114

Онкология

111

Неврология

81

Анестезиология-реаниматология

78

Общая врачебная практика (семейная медицина)

75

Пульмонология

74

Источник: Координационный совет Минздрава по НМО

Количество мероприятий по регионам (2016 г.)

Москва

948

Санкт-Петербург

384

Республика Татарстан

91

Нижегородская область

81

Самарская область

63

Ростовская область

61

Новосибирская область

55

Краснодарский край

53

Челябинская область

50

Волгоградская область

50

Московская область

41

Источник: Координационный совет Минздрава по НМО

Комментарии 3

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Алексей
идеологи НМО - выгодопреобретатели- ректоры и руководителии НИИ и НЦ! простому рядовому врачу и пациенту НИЧЕГО это не даст! я слушал лекции для анестезиологов на прошедшем сьезде - все написано в книжках! лекции - пустая трата времени и ДЕНЕГ' МОИХ!
ЖИРНЫЕ КОТЫ РЕКТОРЫ И ДИРЕКТОРА НИИ и их выезжатели на места прикуаят себе дачи на средиземноморье!
а мы обнищаем и лишимся профессии!
Виталий
чем кормить медицинских светил общенародными деньгами, лучше открыть рынок, признать иностранные кредиты, отменить лимит на разные способы получения баллов, и пусть врачи сами выбирают, как им получать знания.
Тимур Эммбирович
Исходя из статьи, складывается стойкое впечатление того, что система НМО представляет собой на сегодняшнем этапе достаточно сырой и не обкатанный продукт, где действительно имеется много подводных камней.
И все это не было бы может так печально, если уже некоторые специалисты не должны были бы приступать к обучению в рамках непрерывного медицинского образования (речь о тех врачах, которые получили сертификат ПОСЛЕ 1 января 2016 г.).
В свете все этого, считаю, что необходимо пересмотреть сроки внедрения НМО как неотъемленого процесса обучения врачей на территории всей РФ.

Партнеры

Яндекс.Метрика