Экс-зампред Фонда соцстрахования Алексей Кошелев назначен вице-премьером Забайкалья

30.07.2021
10:58
Бывший зампред Фонда социального страхования (ФСС) назначен на должность и.о. вице-премьера Забайкальского края. Отставка совпала с предписанием ФАС об отмене проводимого ФСС аукциона почти на 1 млрд руб.
Фото: Фонд социального страхования

Экс-заместитель председателя ФСС Алексей Кошелев назначен исполняющим обязанности зампредседателя правительства Забайкалья, сообщила пресс-служба правительства края. Предыдущий пост Кошелев покинул только 24 июля: согласно распоряжению правительства, опубликованному на официальном портале правовой информации, чиновник ушел в отставку по собственному желанию.

В начале года ФСС также покинул глава ФСС Андрей Кигим. Он перешел на должность председателя Пенсионного фонда. На место Кигима временно назначен его бывший заместитель Алексей Поликашин.

Кошелев уже во второй раз занимает пост зампреда правительства Забайкальского края, на этой же должности он работал с 2008 по 2014 год, откуда потом перешел в ФСС.

Аукцион

«Внутри фонда, как и на рынке изготовления протезно-ортопедических изделий, увольнение зампредседателя ФСС связывают с тендером почти на 1 млрд руб. на закупку протезно-ортопедической обуви», — прокомментировал отставку Кошелева активист Роман Алехин в своем Телеграмм-канале.

Ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала ФСС предписание об аннулировании закупки на изготовление ортопедической обуви на сумму 950 млн руб. Согласно информации из Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, ФСС требовал от исполнителя обеспечения заявки в размере 5% от начальной стоимости контракта (47,5 млн руб.), а также обеспечения исполнения контракта в размере 30% от максимальной цены, то есть еще 285 млн руб.

Кроме того, в распоряжении у потенциальных поставщиков должны были быть оборудованные пункты выдачи в 84 регионах страны, так как аукцион проводился на поставки во все субъекты в рамках одного лота. Еще одним критерием оценки поставщика для ФСС было наличие опыта аналогичных работ за последние три года, при этом объем работ в каждом контракте должен был быть не менее 10 млн руб.

Единственный из всех возможных участников закупки, который мог соответствовать заявленным требованиям, — ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (МПРОП) Минтруда, следует из жалобы в ФАС руководителя общественной организации «Стопкартель» Александра Кулакова. При этом всего, согласно данным ЕИС, контракты по поставкам ортопедической обуви в России могут выполнить более 1400 компаний.

По данным с сайта МПРОП, в начале 2017 года к ФГУП присоединили 70 федеральных государственных протезно-ортопедических предприятий, в дальнейших планах компании сменить организационно-правовую форму юридического лица на акционерное общество. Это подтверждает и выписка из ЕГРЮЛ (актуальна на 29.07.2021), согласно которой МПРОП находится на стадии реорганизации юрлица путем преобразования. Однако компания сохранит стопроцентное государственное участие, рассказал «МВ» руководитель предприятия Бидзина Хубутия.

Московское протезно-ортопедическое предприятие

В прошлом году ФАС сообщала о картельном сговоре между несколькими игроками на рынке ортоизделий. По данным службы, компании «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии», «Юлианна» и ее «дочка» «Отто Бокк Нижний Новгород» и Нижегородский филиал ФГУП «Московское ПроП» на протяжении 2017–2019 годов участвовали в тендерах ФСС по поставке и ремонту протезов и разных материалов для них, поочередно выигрывая право на поставки. Общая сумма контрактов превысила 168 млн руб.

Каждый раз заявляясь на торги, эти компании затем отзывали предложения, искусственно снижая начальную стоимость контракта на 5%, объясняли в ФАС. Тогда в УФАС Нижегородской области обратилась «Стопкартель», ее специалисты выяснили, что у всех компаний-участников единое руководство, а заявки на участие в аукционах отправляли с одного электронного адреса. ФАС обязала руководство компаний выплатить штраф в размере 31,6 млн руб.

Однако позже нижегородский арбитражный суд признал необоснованными претензии УФАС к МПРОП и отменил наложенный административный штраф. Согласно решению арбитража, факты и обстоятельства, на основе которых специалисты ФАС приходят к выводу о наличии антиконкурентного соглашения, носят предположительный и не однозначный характер.

«В честной конкурентной борьбе нас победить непросто, отсюда регулярные попытки очернить наше предприятие. Мы стремимся участвовать во всех тендерах по максимуму, и в этом тендере (на изготовление ортопедической обуви на 950 млн руб.) обязательно бы участвовали, иначе толку от нас для нуждающихся в такой продукции людей и учредителя был бы ноль. Ни один собственник не будет содержать убыточное предприятие, тем более государство, которое несет ответственность перед налогоплательщиками за расходование бюджетных средств», – комментирует позицию МПРОП на рынке Бидзина Хубутия.

Ортопедические протезы

Аналогичная ситуация складывается на рынке протезов: во всех регионах сейчас проходят конкурсы на их изготовление и поставку, однако заявленные требования и критерии оценки исполнителей исключают из борьбы за тендер весь малый и средний бизнес, подстраивая закупку под конкретного поставщика, рассказывает Кулаков.

«Закупки идут меньшими лотами, самый крупный в Москве — 100 млн рублей. Во всех регионах одни и те же нарушения, их уже выявляла ФАС. Заказчик завышает требования по максимальному количеству изготавливаемых протезов и максимальной цене контрактов для оценки заявок примерно в пять раз», — объясняет руководитель «Стопкартель».

По его словам, из-за завышения критериев в закупке не могут участвовать компании, которые занимались изготовлением индивидуальных протезов. Раньше у пациентов была возможность самим обратиться к производителю, а затем получить компенсацию от ФСС. Такие контракты заключаются напрямую с пациентом и в условиях прописывается изготовление одного протеза.

Из-за искусственного завышения критерия оценки опыта поставщика, эти компании вообще не могут участвовать в тендерах, рассказал «МВ» Кулаков. Жалобу на неконкурентное проведение закупки «Стопкартель» направил в ФАС России, УФАС Московской области, ФСБ и столичное УФСБ.

Завышенные требования

В заявлении «Стопкартеля» в ФАС также фигурировало письмо Кошелева филиалам ФСС. Как сообщал «Коммерсант», зампред фонда требовал повышать критерий опыта исполнителей во время проведения закупок. Так, при поставке менее 100 протезов показатель должен был быть повышен в пять раз, вчетверо повышали показатель для исполнителей по контракту от 100 до 200 протезов, при поставке более 200 протезов — в три раза.

Во всех аукционах, которые проводил ФСС в первом полугодии 2020 года (общая сумма 590,7 млн руб.), специалисты «Стопкартеля» нашли завышенные требования. В большинстве из них победителями и единственными участниками торгов были признаны компании, аффилированные с МПРОП.

По данным «Спарк», в 2021 году МПРОП успел выиграть 1286 аукционов на сумму 2,8 млрд руб., из них 1161 контракт заключен с территориальными отделениями ФСС. В прошлом году выручка компании составила 8,6 млрд руб., чистая прибыль — 331,7 млн руб.

«МВ» направил запрос в ФСС с просьбой прокомментировать причины отставки Кошелева.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.