Счетная палата предложила ужесточить контроль за заказчиками социальных объектов

19.06.2025
11:08
...
Счетная палата подготовила пакет предложений по ужесточению контроля за заказчиками объектов капитального строительства, в том числе медицинских. Проверки показали, что в рамках исполнения контрактов «под ключ» оборудование может приобретаться по завышенным ценам.
Фото: 123rf.com

Счетная палата сформировала ряд предложений по ужесточению контроля за заказчиками объектов капитального строительства, в том числе медицинского назначения. Для этого был проведен анализ 2,4 тыс. госзакупок общей стоимостью 676 млрд руб., которые получали финансирование из федерального бюджета (копия отчета есть у «МВ»). В сферу аудита попали объекты здравоохранения, образования, спорта и культуры, разбивки по отраслям в докладе нет. 

В частности Минфину предложили сформировать перечень видов оборудования или критериев отнесения оборудования к необходимому для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства, создаваемого в рамках исполнения контракта «под ключ», а также закрепить в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок обязанности указывать в соглашении о расторжении контракта по соглашению сторон причины этого.

Проверки показали, что в рамках исполнения контрактов «под ключ» оборудование может приобретаться по завышенным ценам в сравнении с рыночными. Результаты выборочного анализа 152 таких контрактов свидетельствуют, что почти в каждом пятом (22%) в ходе исполнения имело место значительное увеличение цены в диапазоне от 31 до 250% от первоначальной цены.

При этом, несмотря на нормативно установленное ограничение на увеличение цены контрактов (максимум 30%), отдельные заказчики применяли механизмы, позволяющие преодолевать такие ограничения. В то же время, по мнению Счетной палаты, «деятельность государственных и муниципальных органов власти при доведении бюджетных данных на закупки товаров (работ, услуг) соответствует бюджетному законодательству о контрактной системе в сфере закупок». Выявлены лишь отдельные недостатки в их деятельности, негативно влияющие на сроки контрактации.

Среди основных причин отсрочек названы запоздалое доведение бюджетных средств до исполнителей, отказ от использования типовых проектов, недостаточная оперативность бюджетных и закупочных процессов, задержки при подготовке проектно-сметной документации. Так, например, длительное неразмещение извещения об осуществлении закупки работ по строительству объекта здравоохранения в Тюменской области объясняется отсутствием утвержденной проектно-сметной документации — извещение размещено в ЕИС на 107 день после доведения субсидии.

Минстрою предложили проанализировать единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства на предмет наличия в нем проектной документации, соответствующей актуальным требованиям технических регламентов и правилам пожарной безопасности, которая может быть отнесена к типовой. Сейчас в результате внесения требуемых корректировок в такую проектную документацию расходуются дополнительные средства бюджетов, увеличиваются сроки проектирования и строительства объектов. Почти каждый десятый аукцион (9%) проводился более одного раза из-за отсутствия исполнителей или их несоответствия требованиям.

Аудит показал, что из общего количества исполненных контрактов 309 были выполнены позднее первоначальных сроков исполнения (33,4% от общего числа и 31,6% от общего объема). То есть почти каждый третий объект капстроительства был сдан с задержкой (всего, по данным ЕИС, в проверяемый период было исполнено 924 контракта на сумму 132,5 млрд руб.). Около 15,9% контрактов исполнены с нарушением первоначальных сроков более шести месяцев. Основными причинами увеличения сроков достижения результатов закупки на этапе исполнения контрактов названы низкое качество проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также недобросовестность подрядчиков.

Ранее в Минздраве назвали главные причины отсрочек и срыва контрактов по медицинским стройкам. Низкий процент кассового исполнения обусловлен поздними сроками заключения госконтрактов, низким уровнем планирования мероприятий в рамках региональных программ субъектами и недобросовестным исполнением подрядными организациями условий контрактов. По данным главы Минздрава Михаила Мурашко, из запланированных в нацпроекте «Здравоохранение» 26 детских больниц в регионах удалось построить только 21. Какие субъекты не справились с этими стройками, Мурашко не уточнил, но заверил, что деньги на их завершение в бюджете предусмотрены.

До этого ведомство выступало с предложением включить в KPI для губернаторов своевременную сдачу социальных объектов и разрешить регионам перераспределять неосвоенные в срок средства на другие объекты. Инициатива была связана с задержками ввода медицинских строек, писал «МВ». Тем не менее в последнем указе Владимира Путина о новых KPI для губернаторов этой нормы нет. В Госдуме предлагали разработать факультатив для организаторов здравоохранения для получения навыков грамотного составления технического задания и контроля за стройкой. В прошлом году насчитывалось около 3 тыс. таких объектов.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.