Как медорганизации правильно списать ампулы из-под сильнодействующих препаратов

14.02.2024
15:58
«Как списываются пустые ампулы из-под сильнодействующих препаратов? Надо ли сдавать их главной медицинской сестре на уничтожение? Должны ли проставляться отметки в истории болезни и в листе назначения?»
Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Светлана Опарина:

– Порядок списания и уничтожения пустых ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ (НС и ПВ) изложен в п.124 раздела XXIX письма Минздрава России № 25-4/10/1-122 от 27.02.2018 «О методических рекомендациях по организации оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов для медицинского применения в медицинских и аптечных организациях». На основании этого документа считаем допустимым возложение обязанности сбора и временного хранения пустых ампул на главную медсестру организации. Для проведения процедуры уничтожения ампул в медорганизации создается специальная комиссия под председательством руководителя. Утилизация производится не реже одного раза в десять дней с оформлением акта по установленной форме, в котором будут помечены истории болезней пациентов, которым назначались для лечения наркотические средства и психотропные вещества.

Обоснование вывода

Ранее правила уничтожения пустых ампул из-под НС и ПВ были определены п.2.5 приказа Минздрава № 330 от 12.11.1997, который утратил силу с 01.01.2021. С 01.03.2022 вопросы уничтожения НС и ПВ регулируются Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава № 1004н от 22.10.2021. В ней, в частности, определены требования к уничтожению полных ампул или с остатками НС и ПВ. Но порядок списания пустых ампул не установлен.

Единственный документ, в котором рассматриваются вопросы уничтожения пустых ампул от НС и ПВ, — письмо Минздрава № 25-4/10/1-122, которое определяет следующий порядок:

– лечащие или дежурные врачи медорганизаций, оказывающих помощь в стационарных условиях, обязаны сдавать использованные ампулы из-под НС и ПВ в день проведения инъекции, за исключением выходных и праздничных дней, заместителю руководителя по лечебной части или (в случае отсутствия такой должности) руководителю организации;

– для уничтожения использованных ампул создается комиссия под председательством руководителя медорганизации;

– процедуру следует производить не реже одного раза в десять дней с составлением акта.

Форма акта изначально была приведена в приложении 10 отмененного приказа № 330, но повторно дублировалась в письме Минздрава № 25-4/10/1-122 (приложение 12). Поэтому считаем, что указанный акт допустим к использованию. Однако будет не лишним прописать порядок списания ампул и дополнительно утвердить форму акта во внутреннем приказе медучреждения «О порядке работы с наркотическими средствами, психотропными веществами». Акт может содержать следующую информацию: состав комиссии в количестве не менее трех человек (Ф.И.О. и должности); дата составления; период, за который производится уничтожение ампул; количество уничтоженных ампул; количество пациентов, которым были применены НС и ПВ (Ф.И.О. больного и № истории болезни); способ уничтожения ампул (путем раздавливания). Срок хранения такого акта устанавливается равным трем годам (см. п.873 приказа Минздрава № 408 от 03.08.2023, устанавливающего перечень документов, образующихся в деятельности подведомственных организаций, с указанием сроков хранения).

Если медорганизация имеет сложную организационную структуру, то первоначально сбор и хранение (например, в сейфе) пустых ампул, сдаваемых лечащим/дежурным врачом после инъекций, можно возложить на старшую/главную сестру отделения/учреждения (см., например, раздел 14 приказа Департамента здравоохранения Москвы № 1077 от 11.12.2015 «О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета, отпуска, использования, уничтожения, назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II Перечня, психотропных веществ, внесенных в список III Перечня в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы»). Но списание и визирование акта должно проходить с обязательным участием замруководителя медорганизации по лечебной части или руководителя.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.