Есть ли надежда на пересмотр специальных выплат

Эксклюзив
13.04.2024
12:41
Почему так снова получилось, что благое дело — повышение спецвыплат медработникам — обернулось скандалом, рассказывает сопредседатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал.
Андрей Коновал

Одна из причин — отсутствие системных решений, замена их мерами, по сути, краткосрочного характера, которые почему-то растягиваются на годы. К сожалению, правительство в очередной раз отложило еще на более дальний срок введение единой отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении — теперь уже на 2027 год (при том, что необходимость перехода к ней была признана на уровне высшего руководства страны еще в 2019 году). Внедрение такой системы позволило бы устранить (или, по крайней мере, существенно уменьшить) разрывы в оплате труда между разными регионами и даже разными медучреждениями в одном субъекте, существенно повысить зарплаты подавляющему большинству медработников, причем с учетом профессионально-квалификационных характеристик по каждой должности.

Вместо этого правительство, борясь с дефицитом кадров, с 2023 года прибегло к вспомогательной мере — введению специальных социальных выплат (ССВ) отдельным категориям медработников, и эти выплаты юридически даже не часть зарплаты, а лишь мера социальной поддержки (что-то вроде пособия по безработице или «декретных»). Соответственно, возникают перекосы — назначая и повышая дополнительные выплаты одним, правительство тем самым нарушает баланс доходов между работниками одной квалификационно-профессиональной группы, что очень похоже на дискриминацию, вызывает законное возмущение и угрожает новыми утечками кадров. Расползающийся по швам тришкин кафтан натягивают на дрожащее от холода здравоохранение.

Принятое в марте этого года Постановление Правительства РФ № 343 резко повысило спецвыплаты медработникам в небольших населенных пунктах. Например, в городах с населением меньше 50 тыс. врачам поликлиник и стационаров районных больниц платят до 50 тыс. руб., среднему медперсоналу — до 30 тыс. руб. Скорую помощь, где дефицит кадров не меньше, оставили без повышения, а на стационары межрайонных и городских больниц выплаты так и не распространили, хотя по функционалу работа подавляющей части персонала этих медучреждений практически ничем не отличается от районных и участковых.

Что в итоге получается? Нынешнее повышение спецвыплат коснулось только меньшей части тех, кто эти выплаты получает: ни большие города, ни скорую помощь в малых населенных пунктах оно не затронуло, хотя это все — большие группы работников. При этом в публичном поле ни от одного высокопоставленного лица в правительстве или Минздраве России не прозвучало ни одного внятного аргумента, почему, например, без повышения выплат оставили скорую помощь в малых городах.

Особенно абсурдно это выглядит на фоне стихийного флешмоба работников скорой: каждый день в соцсетях появляется полтора десятка новых видеообращений трудовых коллективов СМП к руководству страны, а высокопоставленные чиновники отделываются какими-то невнятными замечаниями, что позиция медработников замечена, но нужно время, чтобы собрать сведения и проанализировать ситуацию. Хочется спросить: почему ситуация не была проанализирована заранее, когда решение по повышению выплат еще только готовилось?

Напомню, что главной задачей введения ССВ изначально объявлялась борьба с дефицитом кадров. В этом смысле и межрайонные больницы и скорая помощь в небольших населенных пунктах мало чем отличаются от поликлиник и стационаров районных больниц. Например, в сельской местности и малых городах из-за практически полного отсутствия врачей СМП вообще нет врачебных общепрофильных бригад (не говоря уже о реанимационных). На вызовы выезжает либо фельдшерская бригада, либо вообще не бригада, а один фельдшер (что грубо противоречит федеральным нормам организации скорой помощи). Количество бригад часто в 1,5—2 раза ниже федерального норматива, привязанного к численности населения и радиусу обслуживаемого территории. Чтобы свести концы с концами и закрыть кадровые дыры в графике дежурств, многие работают на полторы ставки и более, что вообще ненормально для экстренной службы, занимающейся спасением жизни и здоровья людей.

При этом за свою работу фельдшеры и медсестры скорой помощи в расчете на одну ставку получают в регионе 22—30 тыс. руб. Понятно, что, узнав, что средний медперсонал других подразделений ЦРБ, где они работают, в дополнение к основному заработку будет получать надбавки такие же или превышающие их зарплаты на ставку, фельдшеры скорой не могут не чувствовать себя униженными и абсолютно деморализованными.

Не забываем, что средний медперсонал в поликлиниках и стационарах представлен в основном медицинскими сестрами, которые по профессионально-квалификационной сетке стоят ниже фельдшеров, составляющих костяк скорой помощи и работающих из-за отсутствия врачебных бригад всегда самостоятельно — без врача, неся на себе дополнительные риски. Спрашивается, почему спецвыплата фельдшеру бригады СМП в четыре с лишним раза меньше, чем выплата медсестре стационара?

Есть ли надежда на изменение постановления кабмина? Уверен, что у правительства нет другого пути. Оно будет вынуждено сделать это или сейчас или через полгода, когда медперсонал скорой помощи массово «проголосует ногами», а население начнет задавать вопросы, почему не едет скорая?

В сети начало гулять письмо за подписью вице-премьера Татьяны Голиковой губернаторам, в котором «в целях решения поднимаемых медицинскими работниками скорой помощи вопросов» предлагается провести анализ заработной платы каждого (!) медработника отделений и станций СМП. При этом анализ должен учитывать «количество выполняемых данным работником вызовов». А по итогам анализа поручается «принять соответствующие меры» и провести встречи с коллективами станций (отделений) скорой медицинской помощи».

В общем это то же самое, что тушить пожар керосином. Я уже представляю, во что выльются эти встречи региональных чиновников с трудовыми коллективами, на которых «скорякам» будут объяснять, что им уже повысили оклад (урезав, правда, разные твердые надбавки — за стаж, ночные и др.). И что у них (на селе) вызовов маловато (в сравнении с городом) и план-то не выполняется (при том, что количество персонала в 1,5—2 раза ниже требуемого).

Я ознакомился с формой сбора информации, которую во исполнение поручения Минздрава направили в медучреждения. Сразу скажу, что полученные по этой форме данные не дадут объективной картины ситуации со скорой помощью в малых городах и сельской местности, зато могут быть легко использованы для шельмования работников скорой, осмелившихся требовать специальные выплаты наравне с коллегами из амбулаторного звена и стационаров.

Для оценки рабочей нагрузки, в частности, собираются данные по количеству вызовов. При этом отсутствует запрос о радиусе территории обслуживания, а также о расстоянии до стационаров, куда районная скорая везет сложные случаи, а это и 70, а то и 300 км. При такой маршрутизации время обслуживания таких госпитализаций может составлять на одну поездку три-шесь часов и больше. Кроме того, администрация районных больниц часто навешивает на отделения СМП непрофильные функции — перевозки из стационара в стационар, доставку на работу специалистов, дежурящих на дому, функции травмпункта, кабинета неотложной помощи, освидетельствование алкогольного и наркотического опьянения, фиксацию побоев в рамках действий МВД и др. Эта работа в число выездов не включается и в отчеты не попадет.

Анкета о нагрузке бригад СМП в малых городах и сельской местности

В «анкете» Минздрава фигурирует также запрос количества занимаемых ставок. При этом из полученных по этой форме сведений невозможно будет понять, какая часть вызовов была обслужена бригадами с полным составом работников, а какая фельдшером-одиночкой (то есть с увеличенной нагрузкой). По этим данным можно будет высчитать коэффициент сверхнормативной работы (переработки в виде совместительства и сверхурочных), а также размер зарплаты на одну ставку. Но вряд ли эти расчеты будут доведены до общественности. Зато будут озвучивать среднюю зарплату со всеми переработками.

Реакция федерального центра говорит о том, что пока правительство решило «держать паузу», пытаясь заставить регионы самостоятельно утихомиривать недовольных сотрудников скорой и другие категории «обделенного» медперсонала.

При этом, полагаю, без дополнительного федерального финансирования успокоить коллективы не удастся, никакое перераспределение денег внутри региона покрыть такие затраты не сможет. Ситуация сама собой не рассосется, а если меры не будут приняты, лишь усугубится. Медработники начнут увольняться, и россияне это сразу почувствуют на себе (например, вырастет время прибытия скорой к пациенту). В итоге правительство все равно будет вынуждено заняться проблемой повышения ССВ, но уже в сильно ухудшившейся ситуации.

Реальным же системным решением было бы сокращение сроков перехода к единой отраслевой системе оплаты труда. Пилотные проекты надо запускать уже с июня, а с января 2025 года переходить к внедрению в масштабах страны. Ведь проект с конкретными цифрами и расчетами был подготовлен правительством еще в октябре 2021-го. К нему у профсоюзов тоже были вопросы, но его реализация, будь она начата вовремя, уже развернула бы ситуацию в здравоохранении в нужном направлении.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Кривошеин Алексей Валерьевич
Никто массово увольняться не будет. И власть об этом знает. На тормозах все спустят.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.