Специализированные информационные подсистемы приходят на смену моно-МИС

11.02.2021
08:55
Внедрение уникальных информационных систем в регионах без учета принципов взаимодействия с существующими системами влечет значительные риски. Заместитель директора компании «БизнесКомпьютер» Александр Боярских и директор компании «БизнесКомпьютер», эксперт по информатизации региональной онкологической службы, член Ассоциации онкологов России, руководитель проекта «ОНКОР» Сергей Ефремов указали на негативные последствия подобного подхода и обосновали необходимость развития специализированных систем в рамках реализации программы Единого цифрового контура здравоохранения.

Сценарии и модели

За последние 20 лет информационные технологии в медицине шагнули далеко вперед. Интеллектуальные цифровые системы, нейросети, регистры и справочники медуслуг, электронные медкарты пациентов, структурированная медицинская документация, телемедицина становятся реальностью. Логическим исходом неконтролируемой цифровизации медицины стала попытка обобщить информационные системы здравоохранения при помощи регламентирования и создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

За новостями о модных технологиях, появлением современных информационных систем, очередных методов обмена информацией, методик развития ЕГИСЗ организатор здравоохранения региона, находящийся в цейтноте, зачастую упускает из виду необходимость согласованного развития информационных систем.

Единожды допустив внедрение информационной системы без четкого понимания, как она будет взаимодействовать с другими существующими системами, организатор запускает маховик, дробящий то, что было настроено ранее. Энтропия порождает энтропию, и информационная инфраструктура начинает напоминать пазл, состоящий из гладких кругов. Информационные системы изолируются.

Эскалация изолирования систем обычно развивается по одному из двух сценариев. Первый ‒ «побеждает сильнейший», когда одна медицинская информационная система (МИС) доминирует и реализует концепцию «моно-МИС» (попытка решения всех региональных задач одной «универсальной» системой).

Второй сценарий ‒ «мы сами по себе». Изоляция усугубляется, МИС медицинских организаций, особенно оказывающих специализированную помощь, находятся в вынужденной блокаде. Взаимосвязь, преемственность систем практически отсутствует.

Исходя из этого, можно выделить централизованную модель информатизации региональной медицины (развитие сценария «побеждает сильнейший») и децентрализованную модель (сценарий «мы сами по себе»).

Возникает закономерный вопрос: какая из моделей предпочтительней?

Эффект «набивалок»

Монополия на информатизацию не менее вредна, чем изоляция информационных систем. С экономической точки зрения обе модели несут значительные риски. Монополист неизбежно начинает диктовать цены на сопровождение и развитие, навязывать технические решения, увеличивать сроки и стоимость доработок. При этом заказчик теряет возможность управления процессом цифровизации региона. Вместе с тем излишняя раздробленность влечет двойное, тройное и так далее в прогрессии финансирование решения одних и тех же задач.

Еще один важный фактор, которым часто пренебрегают, ‒ качество первичных данных. Эффективность любой МИС в итоге в значительной мере определяется именно тем, насколько тщательно и корректно занесли в систему данные первичной медицинской документации. Обеспечить качество данных возможно, только заинтересовав медицинский персонал, непосредственно заполняющий истории болезни, талоны амбулаторного пациента и др.

Так как эффективность работы МИС напрямую зависит от того, какая информация и в каком объеме заносится, естественным кажется вывод, что при разработке постановки или технического задания нужно в первую очередь привлекать специалистов, которые и будут работать с системой. Но, к сожалению, зачастую это не так. Технические задания разрабатывает медицинский информационно-аналитический центр или разработчик программного обеспечения, который будет это реализовывать, с минимальным привлечением экспертов в предметной области или вообще без них. Такая порочная практика порождает однобокий подход к автоматизации деятельности врача, в лучшем случае ‒ со стороны организатора здравоохранения, а в худшем – как удобнее, быстрее и дешевле разработчику программного обеспечения.

Особый тип медицинских информационных систем, называемых в народе «набивалками», основная цель которых формировать реестры оказанных услуг по ОМС, ложится тяжким бременем на врача, забирая его драгоценное и крайне ограниченное время на работу, не связанную непосредственно с лечением пациента.

Наиболее ярко эти негативные моменты проявляются при попытке организатора здравоохранения развивать или создавать специализированные региональные медицинские системы, в частности в рамках реализации программы Единого цифрового контура здравоохранения (ЕЦК).

Например, при создании региональной онкологической информационной системы в субъекте системные интеграторы сталкиваются с тем, что в случае централизованной модели большую часть требований невозможно решить без активных и, главное, заинтересованных в практическом результате интеграционных действий со стороны «победителя». А в случае децентрализованной модели информатизации интегратор должен самостоятельно и одномоментно решать интеграционные задачи со всеми изолированными системами.

В итоге организатор здравоохранения не хочет бороться с «ветряными мельницами» и отдается на волю «победителя». Пользуется тем, что у него есть, или довольствуется новой, пусть даже очень хорошей специализированной системой, но оторванной от других программных средств региона, что качественно снижает ее практическую ценность.

Общее ядро

«На практике наша компания в каждом регионе сталкивается с разными моделями информатизации, но требования к специализированной медицинской системе все заказчики выставляют одинаковые, ‒ рассказал Александр Боярских. ‒ И это часто расходится с реальностью. При этом заказчик, как правило, ждет «чуда» ‒ что мы, решая нашу основную специфическую задачу, разрешим проблемы, порождаемые другими системами или их раздробленностью. Желание заказчика понятно, и мы стремимся в этом случае выходить на прямой контакт с разработчиками таких систем, но это все равно делается в формате текущей региональной модели информатизации, то есть мы в итоге вынуждены подстраиваться под то, что уже нагорожено на территории».

«В последнее время к региональным организаторам здравоохранения приходит понимание, что для решения практических задач необходимо менять саму модель информатизации, потому что, как это ни парадоксально, развитие информационных систем неизбежно усугубляет ситуацию, ‒ добавил Сергей Ефремов. ‒ Если у региона есть активный запрос на разрешение такой ситуации, мы предлагаем опробованные в других субъектах подходы. В основном это ввод «нового игрока» в модель информатизации с ключевым функционалом агрегатора медицинских данных и определение четких требований для всех участников в регионе».

Такую модель эксперты определяют как «централизованную фрагментарную модель информатизации». Она предполагает использование в регионе ядра системообразующих информационных систем, агрегирующих данные из разных информационных систем, но не предоставляющих полноценные автоматизированные рабочие места (АРМ) врачей для всех профилей медицинской помощи. Так решается проблема разобщенности данных и дается возможность специализированным медицинским организациям использовать МИС, глубоко интегрированные в бизнес-процессы именно этой медорганизации и высокой степенью кастомизации систем по своему профилю.

При этой модели оптимальным решением для управления медицинской информацией будет создание региональных подсистем по профилям медицинской помощи, которые будут глубоко интегрированы с ядром информационных систем, так как сами станут его частью и смогут быстро и с персональным подходом собирать полноценные и верифицированные данные из специализированных МИС.

Особенности:

  • АРМ пользователей и функционал специализированных МИС, в том числе МИС МО, создаются под конкретные задачи. Вопросы правильности передачи данных в ядро информационных систем решают подсистемы.
  • Специализированные подсистемы могут развиваться параллельно с оптимальным соотношением показателей качества и стоимости программного обеспечения.
  • Данные синхронизируются на двух уровнях:

‒ уровень специализированной подсистемы,

‒ уровень региональный (в том числе через специализированные подсистемы).

  • МИС могут синхронизироваться сразу с несколькими специализированными подсистемами, не противореча друг другу.
  • Требуется глубокое планирование развития всей региональной информатизации здравоохранения.
  • Требуются четкие юридические статусы информационных систем и их подчинение.

kartinka_1.jpeg (78 KB)

Цифровая перестройка

Как подчеркивают представители проекта «ОНКОР», внедрение этой модели снимает основные противоречия между информационными системами и нивелирует риски, в том числе и экономические. Важно, что данный подход никак не противоречит реализации большинства функционала одним разработчиком, при условии, что его решение действительно оптимально для заказчика, а не вынужденная мера.

При этом существенная особенность модели — высокие требования к квалификации и заинтересованности заказчика. Необходимо реальное стратегическое и тактическое планирование гармоничного развития информатизации регионального здравоохранения. Заключению контракта на любую разработку или доработку информационных систем должна предшествовать кропотливая работа по общению с профильными специалистами, постановке, техническому описанию, составлению требований к гармонизации с другими информационными системами. Недопустимо как авторитарное привлечение технических специалистов и аналитиков немедицинских направлений, например из департамента или министерства информатизации региона, для выполнения этой работы, так и перекладывание ее на предполагаемого разработчика программного обеспечения.

«У регионов есть максимум несколько лет, чтобы перестроить цифровую инфраструктуру здравоохранения, и это время стремительно тает, ‒ подчеркивают в «ОНКОР». ‒ Эффективное использование финансового и кадрового резерва на развитие Единого цифрового контура необходимо прямо сейчас, позже, в свете иных государственных проблем и приоритетов, федеральной поддержки может и не оказаться».

Эпоха уникальных информационных систем заканчивается. Задачи, встающие перед здравоохранением, можно решить только скоординированной работой специализированных информационных систем, а это возможно только при соответствующей модели информатизации, не допускающей инкапсуляции информационных систем или монополизации одной системой, резюмируют эксперты.

Расширяя географию

Региональная информационная онкологическая система «ОНКОР» используется в субъектах РФ с 2017 года. Она предназначена для управления работой онкологической службы региона и позволяет вести сбор, учет и анализ данных о пациенте в течение всего срока его наблюдения и лечения.

Возможности информационной системы включают: ведение специализированной электронной истории болезни пациента, контроль сроков и полноты обследования пациента по федеральным и региональным нормативно-правовым актам, интеграцию с локальными медицинскими информационными системами, формирование отчетов по статистическим данным, экспорт данных в федеральный Канцер-регистр, интеграцию с ЕГИСЗ и вертикально интегрированной медицинской информационной системой «Онкология» (ВИМИС «Онко»).​

Ориентация системы на поддержку работы онкологической службы и использование в ней специализированных медицинских технологий - ее отличительные особенности, призванные улучшать качество оказания медицинской помощи пациентам.

Региональная информационная онкологическая система «ОНКОР» представляет собой подсистему «Онкология» в рамках Единого цифрового контура здравоохранения для субъекта РФ, зарегистрирована в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и в Реестре программ для электронных вычислительных машин Федерального института промышленной собственности, интегрирована с программой ведения статистического учета «Канцер-регистр 6FB».

Система уже внедрена в Свердловской области. Ее применение в этом регионе в течение 2017‒2020 годов позволило повысить процент случаев выявления злокачественных новообразований на ранней стадии на 2,7%, сократить время до начала специализированного лечения ‒ на 40% и снизить качество дефектов обследования пациентов со злокачественными новообразованиями ‒ на 17%, отмечают в компании. В Приморском крае и Оренбургской области завершен первый этап внедрения этой системы.

Материал партнера: «ОНКОР»

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.