С полной отдачей

19.10.2016
00:00
Эксперты раскритиковали положения нового законопроекта «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», который в ближайшее время будет внесен в Госдуму РФ. Документ может дополнить уже действующий в России с 2015 года закон «О донорстве органов и их пересадке». 

Как считает президент НП «Национальное агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе» Алексей Старченко, предложенный законопроект не учитывает возможные варианты утечки личных данных, вопросы безопасности доноров и реципиентов, а также некоторые нюансы получения согласия родственников на изъятие.

По его словам, именно отсутствие прозрачного механизма выражения несогласия на донорство - сегодня главная причина конфликтов вокруг случаев, связанных с посмертным забором органов. «Да, право заявить о несогласии вроде бы есть, но механизма реализации этого права у людей нет. Именно на это жаловались все родственники умерших. И, конечно, этот механизм должен появиться в новом законе. Иначе какой смысл был его создавать?» - уверяет Алексей Старченко. 

Граждане выражают обеспокоенность, что если они станут донорами, то могут быть созданы условия, при которых их не будут лечить должным образом

Законопроектом предполагается создать федеральный список прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти, регистр доноров органов, донорских органов и реципиентов. «На мой взгляд, в законе должен быть не регистр доноров, а тех, кто «против». То есть нужно составлять регистр тех, кто не хочет быть донорами. Вот тогда их права будут защищены. По крайней мере их право на информацию, на персональные данные не будет потеряно», - комментирует данную позицию Алексей Старченко. 

По его словам, актуален вопрос прозрачности информации в отношении оказываемой медицинской помощи. «Граждане РФ выражают обеспокоенность, что если они станут донорами, то могут быть созданы условия, при которых их не будут лечить должны образом. И именно этому должно быть уделено первостепенное внимание - объему и качеству медпомощи. И тогда мы получим доверие населения», - уверяет он. 

Есть опасения и по поводу потенциальной коррупционной составляющей некоторых моментов законопроекта, связанных с процедурой получения донорских органов на этапе формирования листа ожидания реципиентов. «Сегодня листы ожидания формируются в медорганизации. Это означает, что на этом уровне с ними можно манипулировать. Лист ожидания должен быть единым для страны, и тогда уже никакая медицинская организация, никакой главный врач или заместитель не будут иметь даже потенциальной возможности влиять на это регистр», - считает Алексей Старченко. 

Процесс получения согласия родственников на изъятие донорских органов усложнится, что приведет к потере значительного числа доноров 

Сами медики критикуют положения законопроекта, связанные с получением согласия родственников на изъятие донорских органов. По их мнению, предложенные документом формулировки приведут к затягиванию процесса. Как итог – значительное число доноров может быть потеряно. 

«В законопроекте прописана необходимость после констатации смерти в течение двух часов связаться с родственниками пациента и в течение двух часов ожидать, не будет ли с их стороны активных возражений против возможного изъятия органов. Но, учитывая, что от первых признаков до окончательной констатации смерти мозга может пройти шесть часов, с учетом еще дополнительных двух часов, высока вероятность, что значительное количество доноров нам сохранить не удастся», - отметил заведующий научным отделением трансплантации почки и поджелудочной железы НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Алексей Пинчук

По оценкам экспертов, в предлагаемой редакции закон не защищает и права врачей, участвующих в изъятии донорских органов. «Вся проблема ложится на плечи анестезиологов и неврологов, потому что нужно дозвониться, нужно запротоколировать звонок. Потому что потом родственники, если до них не дозвонились, подадут заявление в прокуратуру, будут требовать доказательств, что до них пытались дозвониться. Представляете, какая должна быть техническая поддержка, чтобы потом этого доктора не посадили в тюрьму. Врач-невролог и реаниматолог вообще не защищены этим законом», - отмечает Алексей Старченко. 

Однако сейчас, как уверяет Алексей Пинчук, вопрос о каких-то злоупотреблениях в этой области не стоит. Как считает замдиректора Научно-клинического центра оториноларингологии Минздрава РФ Ольга Карнеева, проблема легко решаема, если прописать в законе все алгоритмы действий врачей. А для проведения изъятия предложить отдельный юридический документ, аналогичный информированному согласию пациента.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.