За семь месяцев около двух тысяч человек пожаловались на нарушения при выписке обезболивающих препаратов

11.11.2015
00:00
...
С момента открытия в апреле 2015 года «горячей линии» для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов в Росздравнадзор поступило 1991 обращение, 1144 из которых были решены в экстренном порядке (в течение суток), сообщили в пресс-службе ведомства.

Позвонить на  бесплатный круглосуточный номер телефона  8 800 500 18 35 можно из всех регионов Российской Федерации. В течение рабочего дня обращения граждан принимаются специалистами Росздравнадзора, в нерабочее время сообщения записываются на почтовый ящик для последующего ответа заявителю.

Также пациенты или их родственники, столкнувшиеся с проблемами получения обезболивающих препаратов, могут написать обращение, заполнив форму «Жалобы о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов», размещенную на официальном сайте Росздравнадзора, в разделе «Обратная связь».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Какую компенсацию больница должна пациенту в случае оказания некачественных медуслуг

25.07.2025
09:17
«Поступила жалоба от дочери пациента о несогласии с диагнозом ее матери. Написан отказ от госпитализации. Пройдено обследование в платной клинике в другом регионе, за что теперь пациент требует компенсацию расходов за обследование, проезд и проживание. Может ли государственное медучреждение возместить пациенту расходы на лечение в частной клинике и проезд в случае оказания некачественных медицинских услуг?» 
Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Алексей Михайлов:

– В случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медорганизация обязана по требованию пациента возместить понесенные им расходы на устранение недостатков оказанной услуги иными медорганизациями, в том числе затраты за обследование, проезд и проживание.

Обоснование вывода

Положениями ст.41 Конституции РФ закреплено, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан».

Качество медпомощи — это совокупность характеристик, отражающих своевременность ее оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степень достижения запланированного результата (п.21 ст.2 закона № 323-ФЗ). Доказательством оказания медицинских услуг ненадлежащего качества могут быть любые полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч.1 ст.55 ГПК РФ). Кроме того, доказательствами могут служить результаты проверок органов Росздравнадзора.

Положениями п.9 ч.5 ст.19 закона № 323-ФЗ предусмотрено право пациента на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

Медорганизации, мед- и фармработники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании медпомощи (ч.2 ст.98 закона № 323-ФЗ).

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медпомощи, возмещается медорганизациями в объеме и порядке, установленных законодательством (ч.3 ст.98 закона № 323-ФЗ). При этом к отношениям по предоставлению гражданам медуслуг, оказываемых в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей (п.9 постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

В силу ст.4 закона РФ № 2300-I от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» исполнитель услуг обязан оказать услуги надлежащего качества.

Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих установление ответственности медорганизаций и медработников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Если при оказании медицинских услуг пациенту причинен вред здоровью, то он возмещается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Так, в силу ст.15 ГК РФ гражданин, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые гражданин произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п.1 ст.1064 ГК РФ).

Положениями ст.1068 ГК РФ определено, что юрлицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Из ст.1084 ГК РФ следует, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В ст.1085 ГК РФ указано, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (см. п.27 постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

В соответствии со ст.13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пеней), установленной законом или договором.

На основании ст.29 Закона о защите прав потребителей гражданин при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Кроме того, ст.1099, 1100 ГК РФ, ст.15 Закона о защите прав потребителей предоставляют гражданину право требовать возмещения морального вреда, причиненного нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав как потребителя (см. определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ № 18-КГ20-122-К4 от 22.03.2021).

Таким образом, в случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медорганизация обязана по требованию потребителя безвозмездно устранить недостатки (выполнение за свой счет повторной операции) или возместить понесенные пациентом расходы на устранение недостатков оказанной услуги иными медорганизациями, в том числе затраты за обследование, проезд и проживание.

Необходимо отметить, что при рассмотрении судом спора по иску пациента-потребителя к медицинской организации о взыскании ущерба, причиненного оказанием услуг ненадлежащего качества, и компенсации морального вреда бремя доказывания соответствия качества помощи требованиям законодательства возлагается на медорганизацию (п.48 постановления Пленума Верховного суда РФ № 33 от 15.11.2022 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп.12, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п.2 ст.15 ГК РФ).

В п.11 постановления Пленума Верховного суда РФ № 1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что по общему правилу, установленному ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Суды удовлетворяют иски о взыскании с государственных медучреждений расходов за обследование, проезд и проживание, если установят одновременное наличие ущерба, вины, незаконности действий (бездействий) медработников, а также причинно-следственной связи между их действиями (бездействиями) по оказанию некачественных медуслуг и наступившими последствиями в виде причиненного вреда пациенту (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16.01.2025 по делу № 33-27/2025; определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.03.2023 по делу № 8Г-1808/2023[88-5270/2023]; апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 25.08.2022 по делу № 33-8790/2022; апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 19.02.2020 по делу № 33-1025/2020; решение Великолукского городского суда Псковской области от 07.04.2022 по делу № 2-7/2022; решение Котласского городского суда Архангельской области от 11.07.2022 по делу № 2-726/2022; решение Центрального районного суда Оренбурга от 25.07.2019 по делу № 2-216/2019).

В отсутствии хотя бы одного из перечисленных компонентов в удовлетворении указанных исков пациентов суды отказывают (см. определение СК по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2020 по делу № 8Г-18705/2020[88-18221/2020]; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.09.2022 по делу № 33-3324/2022; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 21.05.2020 по делу № 33-1972/2020; апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 18.03.2019 по делу № 33-9145/2019; решение Печорского городского суда Республики Коми от 23.03.2022 по делу № 2-18/2022; решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 20.02.2020 по делу № 2-1/2020).

Законодательством в отсутствии решения суда не запрещается государственным медучреждениям возмещать в добровольном порядке причиненный пациенту вред, возмещать расходы на лечение при наличии доказательств их обоснованности, но учитывая специфику деятельности бюджетных учреждений здравоохранения указанные выплаты пациенту учреждение вправе осуществить:

  • за счет средств ОМС в том случае, если возмещение таких расходов предусмотрено структурой тарифа на оплату медпомощи в рамках Территориальной программы ОМС;
  • за счет средств от приносящей доход деятельности, если направление таких расходов предусмотрено Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.