Счетная палата выявила нарушения при предоставлении субсидий регионам на развитие санавиации

25.12.2017
00:00
Процедура отбора регионов для предоставления субсидий на оказание медпомощи с использованием санитарной авиации непрозрачна. Такой вывод сделала коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой после рассмотрения проверки реализации в 2017 году приоритетного проекта «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации».

«Процедура отбора регионов непрозрачна, что привело к предоставлению свыше 560 млн руб. регионам, не отвечающим всем критериям», – констатировал Александр Филипенко. Аудиторы сделали заключение о недостаточности нормативно-правового регулирования и отсутствии должного контроля со стороны Минздрава России за расходованием бюджетных средств. В этом году общая сумма субсидий на развитие санитарной авиации составила 3,3 млрд рублей, получатели - 34 субъекта.

Среди выявленных нарушений – отсутствие в действующем законодательстве понятия «авиационная услуга», используемого в правилах предоставления субсидий. Воздушный кодекс устанавливает понятие только авиационной работы в целях оказания медицинской помощи, а в Федеральном законе 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано понятие санитарно-авиационной эвакуации с использованием воздушного судна. Как пояснил Александр Филипенко, Счетная палата уже направляла свои замечания по этому вопросу в правительство, но Минздравом они учтены не были.

Также Воздушным кодексом не определен статус пациента и медицинского работника на борту вертолета. Из-за этого на них не распространяются нормы по страхованию ответственности перевозчика за причинение вреда их жизни и здоровью. Есть, правда, добровольное страхование, но в Бурятии в нарушение Воздушного кодекса перевозчиком не заключался даже договор добровольного страхования, в Якутии договоры заключали, но с минимальной суммой возмещения вреда.

Вызвал вопросы у аудиторов и механизм расчета стоимости летного часа. Согласно правилам предоставления субсидий авиационная услуга состоит из летного часа и часа дежурства вертолета, оснащенного медицинским модулем. Но нормативная база по расчету стоимости летного часа и часа дежурства отсутствует, а стоимость услуги определялась на основе коммерческих предложений перевозчиков по результатам проведенных конкурсных процедур. Отсюда различия в стоимости авиационной услуги, в несколько раз по регионам. Например, в Якутии летный час стоит почти 340 тыс. руб., а в Бурятии в полтора раза меньше. При этом в Ханты-Мансийском автономном округе – только 94 тыс. руб. Счетная палата предложила правительству разработать отдельные правила определения начальной цены контракта на закупку летного часа и часа дежурства вертолета.

По мнению аудиторов, Минздрав не подтвердил обоснованность предоставления субсидий таким регионам, как Республика Татарстан и Волгоградская область. По данным Росстата, они имеют плотность населения выше 17 человек на 1 кв. км и высокую плотность автомобильных дорог. Первичные документы, подтверждающие наличие у районов, в которых отсутствует круглогодичное сообщение населенных пунктов с районным центром, Минздравом не представлены. В Омской области и Калмыкии на момент выхода распоряжения о предоставлении субсидий не были утверждены региональные программы или мероприятия по оказанию медпомощи с использованием санитарной авиации, это было сделано постфактум. В республиках Бурятия, Крым, Татарстан и Хакасия субсидии предоставлялись в отсутствие документов, подтверждающих начало в первом полугодии 2017 года строительства или реконструкции вертолетных площадок. В Якутии, и Бурятии были выявлены случаи, когда перевозчиками в нарушение госконтрактов, транспортировка производилась на вертолетах, не оснащенных медицинским модулем.

В соответствии с паспортом проекта регионы должны утвердить схемы маршрутизации пациентов. В настоящий момент такие схемы утверждены лишь в пяти регионах, в Бурятии – не на все заболевания. В остальных, в том числе в Республике Саха, такие схемы планируется утвердить только к 2019 году. По оценкам ведомства, это создает риски снижения доступности и госпитализации в непрофильные медицинские организации при санитарно-авиационной эвакуации.

Коллегия направит представления об устранении нарушений в Минздрав России, Правительство РФ, ФАС, Минфин России, правительства Якутии и Бурятии, а также Федеральное казначейство.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.