Эксперт: обвинения медучреждений в картельном сговоре при закупках лекарств могут быть безосновательны    

21.08.2017
00:00
Эксперты считают, что обвинения медучреждений в картельном сговоре при закупках лекарств и медизделий могут быть безосновательны. Такие дела обусловлены несовершенством самой системы госзакупок, правилам которой вынуждены подчиняться участники системы здравоохранения.

Информация о возбуждении еще одного уголовного дела о картеле на торгах по поставке лекарств и медизделий появилась 21 августа на сайте ФАС. В сообщении говорится, что участники торгов на поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для нужд учреждений здравоохранения подозреваются в картеле с целью поддержания цен на 426 аукционах, проведенных на территории пяти субъектов РФ в 2015-2016 году. 

Ответчиками по делу выступает сразу несколько московских больниц, в том числе ГКБ им. В.В. Виноградова, ГКБ №68 ДЗМ и ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова, которых подозревают в заключении антимонопольного соглашения с ООО «Фарм-проект» и ООО «Веста Фарм». По данным ФАС, медучреждения при совместном участии в аукционах заранее определяли их победителей и, создавая видимость конкуренции, допускали снижение начальной максимальной цены контракта в ходе торгов не более чем на 2,5%.

Эксперты высказали сомнение в правомерности выдвигаемых обвинений. По их словам, суть заключается в том, что непонятно, кто определяет максимальную цену закупки. «Было письмо Минэкономразвития по порядку определения максимальной цены. И все стали выставлять максимальную цену. Потом письмо было отменено. Сначала надо разобраться с документами, а потом кого-то обвинять в картельном сговоре или в чем-то еще», – прокомментировал ситуацию порталу Medvestnik.ru один из экспертов.

Как сообщал «Коммерсант», в середине 2016 года ФАС возбудила дело по признакам картельного сговора семи поставщиков, участвующих в госзакупках лекарственных средств и медицинских изделий. Служба тогда обнаружила признаки намеренного поддержания цен в 700 аукционах в 48 регионах России. Однако эксперты тогда пояснили, что существенное снижение цены на аукционах зачастую невозможно из-за дешевизны выставляемых в регионах лекарственных лотов. Как считает глава НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов, в отдельных случаях можно было бы закупать препараты у единственного поставщика. Такой подход позволяет проводить конкурентную процедуру раз в несколько лет.

В прошлом году Минздрав России подготовил приказ о порядке определения максимальной начальной цены контракта (МНЦК) для аукционов по закупке лекарств. Из документа следует, «что вначале заказчик определяет стоимость лекарственного препарата, планируемого к закупке, равной цене такого препарата в предшествующей закупке. Затем происходит сравнение предшествующей цены с референтной ценой, содержащейся в информационно-аналитической системе мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Если предшествующая цена ниже референтной, то НМЦК определяется как предшествующая цена, умноженная на количество единиц закупаемого препарата. В случае несостоявшихся аукционов по вышеописанной методике расчета, НМЦК определяется как референтная цена, умноженная на количество единиц закупаемого препарата. Если предшествующая цена выше референтной, то НМЦК определяется как референтная цена, умноженная на количество единиц закупаемого лекарственного препарата. В случае несостоявшихся аукционов по вышеописанной методике расчета НМЦК определяется как минимальная зарегистрированная предельная отпускная цена, умноженная на количество единиц закупаемого препарата». С 1 марта эта система работает в тестовом режиме.

По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, во втором полугодии 2018 г. планируется разработать новый оптимальный подход к определению начальной максимальной цены контракта, основанной уже не на регистрации предельных отпускных цен, а фактически на референтной цене, средневзвешенной рыночной цене.

«Это позволит сократить отклонения от средневзвешенной цены не менее чем на 60% и, таким образом, сэкономить достаточные бюджетные средства для расширения охвата населения необходимыми лекарствами во всех субъектах Российской Федерации», – отметила министр.

Как сообщал Medvestnik.ru, 7 августа Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству России к 15 декабря внести в Госдуму поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность государственных (муниципальных) заказчиков закупок лекарств.  

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.