Как помочь детям пережить начало учебного года

25.09.2017
1394
А. С. Боткина, к.м.н., врач высшей категории по специальности «педиатрия»
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва

В течение первого месяца учебы постепенно накапливается усталость и то, что в первые дни дарило радость, превращается в каждодневную работу с возрастающим объемом нагрузки. Чем может быть чревато для ребенка такое напряжение?

Резюме

В статье рассматриваются вопросы адаптации ребенка к школе, описываются основные проблемы, подстерегающие детей в начале учебного года. Подробно рассматриваются способы коррекции психоэмоционального напряжения.

Основной акцент делается  на диетической поддержке ребенка в условиях острой стрессовой реакции, даются рекомендации по подбору лечебного питания.

Ключевые слова: дети, школа, стресс, адаптация, дезадаптация, лечебное питание.

Summary

The article discusses the issues of adaptation of a child to the school, describes the main problems that lie in wait for children at the beginning of the academic year. Methods of correction of psychoemotional tension are considered in detail. The main emphasis is on the dietary support of the child in conditions of acute stress reaction, recommendations on the selection of therapeutic nutrition are given.

Keywords: children, school, stress, adaptation, disadaptation, therapeutic nutrition.

Осень… Вот и закончилась вольная жизнь, закончилась свобода, и начались регламентированные будни. Зачастую дети ждут начало учебного года, с удовольствием встречают своих одноклассников, школьных друзей и новичков, делятся новостями, накопленными за лето, приступают к изучению нового материала.

Тем не менее, в первый месяц учебы существенно меняется режим жизни. Сокращается свободное время, перестраиваются режим питания и весь дневной распорядок. В течение первого месяца учебы постепенно накапливается усталость и то, что в первые дни дарило радость, превращается в каждодневную работу с возрастающим объемом нагрузки. Чем может быть чревато для ребенка такое напряжение? В первую очередь проблемами со здоровьем, и задача грамотного педиатра их избежать или минимизировать.

Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому коллективу, новому виду деятельности и новым нагрузкам называется адаптацией (лат. adapto — приспособляю). Способность приспосабливаться к меняющейся обстановке является одним из самых замечательных свойств живого организма. Отсутствие способности к адаптации сделало бы невозможным само существование индивидуума и привело бы к быстрой его гибели. Однако неверно рассматривать процессы адаптации как абсолютно безопасные, так как нередко адаптация к измененным условиям существования приобретается ценой значительных морфологических и функциональных сдвигов, приводящих организм к болезни.

Формирование устойчивой адаптации, по своей сути, является реакцией стресса для организма и связано со значительным напряжением всех органов и систем1. Это процесс довольно длительный, занимающий обычно не менее 5–6 недель, а иногда затягивающийся до полугода. Длительность и безопасность адаптационного периода зависят от индивидуальных особенностей организма ребенка, уровня сложности школьной программы и степени подготовленности ребенка, особенностей коллектива2.

Выделяют три фазы адаптации:

1. острая фаза — длится 2–4 недели и является острой стрессовой реакцией, сопровождающейся максимальным напряжением всех систем организма, особенно нервной и иммунной. В этот период отмечаются нарушения сна, повышенная тревожность, плаксивость, снижается аппетит, дети худеют и становятся более восприимчивыми к инфекциям. В особо тяжелых случаях ребенок начинает болеть длительно и тяжело, одно заболевание перетекает в другое, развиваются логоневроз, энурез и депрессия;

2. подострая фаза — длится 3–6 месяцев и характеризуется постепенным уменьшением всех сдвигов, ребенок постепенно успокаивается, втягивается в учебный процесс, однако, может сохраняться некоторая неуверенность и нервозность;

3. фаза компенсации — крайне вариабельна  по  длительности и характеризуется полным восстановлением всех психических и физиологических функций, нормализацией взаимоотношений в коллективе и хорошими результатами в учебе.

В случае воздействия чрезмерного по силе или длительности неблагоприятного фактора происходит нарушение процесса приспособления к новым условиям жизни и возникает дезадаптация, являющаяся, по своей сути, затянувшимся, хроническим стрессом3. В развитии хронической стрессовой реакции можно выделить две стадии: начальную — эрготропную и последующую — трофотропную. Относительная целесообразность эрготропной стадии заключается в энергетическом обеспечении механизмов адаптации за счет усиления катаболических процессов, а целесообразность трофотропной стадии — в накоплении энергии за счет усиления анаболических процессов. Клиническими маркерами эрготропной стадии являются снижение аппетита и уменьшение массы тела, повышенная тревожность, головные боли, нарушения сна, логоневрозы, тахикардия и кардиалгии, сниженная сопротивляемость инфекциям. Клиническими маркерами трофотропной стадии являются различные аллергические заболевания, усиление аппетита вплоть до булимии, увеличение массы тела, патология желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь).

Причин школьной дезадаптации много4:

  • невозможность построить отношения с коллективом и (или) учителем;
  • недостаточная подготовка к школе и, как следствие, невозможность справиться с программой обучения;
  • физиологические особенности (медлительные по природе дети), обусловливающие несоответствие моторики ребенка темпу обучения;
  • особенности здоровья, не дающие ребенку возможность высидеть спокойно целый урок.

 В зависимости от проявлений выделяют несколько уровней дезадаптации:

  • поведенческий — проявляется неадекватным или измененным поведением от заторможенности до вандализма и открытой агрессии5;
  • эмоциональный — проявляется в негативном отношении к учебе вообще, школе, коллективу. Обычно ребенок отказывается идти на занятия, не может (не хочет) заводить друзей6;
  • познавательный — оборачивается невозможностью усвоить школьную программу;
  • физиологический — выливается в различные заболевания. Одни жалуются на постоянные головные боли, повышенную утомляемость, боли в животе и понос, нарушение сна и тики, немотивированные подъемы температуры и частые инфекционные заболевания.

При нарушении процесса адаптации  необходимо  индивидуально и комплексно подходить к решению проблемы7. В первую очередь не- обходима поддержка семьи. Родители должны быть чутки и внимательны  к ребенку, не ругать его за неуспеваемость и плохое поведение, вместе пытаться преодолевать сложности. Сохранив дружеские отношения между родителем и ребенком, можно добиться бóльших результатов. Также рекомендуется обеспечить детям дополнительный выходной день, отвлекающие занятия для коррекции эмоционального состояния (рисование, пение в хоре, лечебная физкультура). В особо трудных ситуациях рекомендуются индивидуальные занятия с психологом.

Медикаментозная коррекция включает в себя назначение растительных адаптогенов, комплексов витаминов и микроэлементов, в ряде случаев седативные препараты.

Большое значение придается грамотному питанию ребенка в этот сложный для него период жизни.

Оно должно быть полноценным и соответствовать основным принципам рационального сбалансированного питания. К числу таких принципов относятся:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам  ребенка;
  • сбалансированность рациона по всем ингредиентам питания (белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и витаминам);
  • максимальное разнообразие рациона;
  • оптимальный и строго соблюдаемый режим питания;
  • адекватная кулинарная обработка продуктов, обеспечивающая сохранность исходной пищевой ценности  и  высокие вкусовые  качества;
  • учет индивидуальных вкусовых предпочтений ребенка и пищевой непереносимости.

В соответствии с указанными принципами рацион активно растущего школьника должен содержать максимально широкий и разнообразный ассортимент мяса и мясных изделий, рыбы, продуктов моря, круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов и яиц. В меню обязательно должны присутствовать натуральные соки и витаминизированные продукты. Также рекомендуется в условиях стрессовой реакции увеличить дотацию белка, витаминов и микроэлементов в рационе школьников, так как именно в них возрастает потребность в условиях острого и хронического стресса. Чрезвычайно важно соблюдать строгий режим питания с включением горячих блюд. Рекомендуется обязательное четырех-, а иногда и пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) с интервалами между приемами пищи в 3–4 часа. Если интервал между приемами пищи более четырех часов, у детей возрастает риск транзиторной гипогликемии, сопровождающейся ухудшением самочувствия и снижением работоспособности. Чрезмерно частый же прием пищи чреват ухудшением аппетита и снижением усвоения пищевых веществ. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка. Обед должен включать закуску, первое, основное горячее блюдо и сладкое. В качестве закуски следует использовать салат, порционные овощи. Полдник обычно состоит из молочных или кисломолочных продуктов, фруктов и сладостей. Ужин обязательно должен включать горячее блюдо, закуску и напиток. 

В периоде адаптации, а тем более дезадаптации, аппетит ребенка существенно меняется в сторону снижения вплоть до полного отказа принимать пищу и развития анорексии или резко выраженной избирательности с употреблением большого количества сладких продуктов и фастфуда. Неправильное питание ребенка, находящегося в стрессовой ситуации, способствует формированию алиментарного дефицита, ведет к риску развития инфекционных осложнений и обострению хронической патологии, замедляет процессы репарации тканей. В этих условиях обеспечить полноценное и сбалансированное питание становится крайне трудно и на помощь приходят продукты лечебно-профилактического питания. Основными показаниями для применения лечебных смесей являются такие серьезные медицинские показания, как снижение аппетита, дефицит массы тела и истощение, все виды пищевой непереносимости, пред- и послеоперационный период, травмы, ожоги, тяжелые инфекции (острый и восстановительный период), острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания почек, заболевания эндокринной системы, анорексия, заболевания нервной системы и т. д. Однако ныне лечебно-профилактические смеси — не только неотъемлемая часть терапии различных заболеваний, но и эффективный метод коррекции питания в периоды повышенных физических, умственных и психоэмоциональных нагрузок.

Современные лечебно-профилактические смеси должны отвечать следующим требованиям:

  • полностью усваиваться;
  • не усиливать перистальтику ЖКТ;
  • минимально стимулировать секрецию желез ЖКТ;
  • иметь низкую осмолярность;
  • быть сбалансированными, то есть иметь оптимальный состав и наличие всех необходимых нутриентов;
  • содержать полный комплекс витаминов и микроэлементов;
  • не содержать грубой клетчатки, лактозы и глютена.

В настоящее время в России зарегистрированы и применяются несколько десятков современных питательных смесей для лечебно-профилактического питания. Примером такого питания является смесь Клинутрен Юниор для детей от 1 до 10 лет, а для детей более старшего возраста — Ресурс Оптимум. Смеси полностью сбалансированы, содержат полный комплект витаминов, минералов, про- и пребиотиков, а так- же омега-3 и омега-6 жирных кислот, стимулирующих нормальную работу головного мозга. Кроме того, смеси отличаются высокой калорийностью (табл.), что позволяет обеспечить необходимую нутритивную поддержку меньшим объемом.

Белковый компонент представлен смесью казеинов и сывороточных белков (50 : 50), которые легко расщепляются и всасываются в ЖКТ, что обеспечивает необходимый уровень эссенциальных аминокислот. Сывороточный протеин богат цистеином, способствующим синтезу глутатиона, важнейшего антиоксиданта организма. Сывороточный белок способствует восстановлению моторики  ЖКТ,  полностью  усваивается в кишечнике, является источником лактоферина, обладающего иммуномодулирующим эффектом за счет антимикробного и антитоксического действий. Жировой компонент смесей содержит среднецепочечные триглицериды, что повышает усвояемость смесей и быстро восполняет энергетический запас организма. Углеводный компонент представлен смесью мальтодекстринов с различным декстрозным эквивалентом (степенью гидролиза). Соотношение углеводных компонентов обеспечивает низкую осмолярность (300 мОсм/л) и хорошие  органолептические  свойства продукта. Помимо полного набора необходимых питательных веществ, уникальностью данных смесей является наличие в составе L-карнитина, обеспечивающего транспорт жирных кислот в митохондрии клеток и абсолютно незаменимого при истощениях любого происхождения. Помимо сбалансированного состава, Клинутрен Юниор и Ресурс Оптимум отличаются приятными органолептическими свойствами, что становится особенно важным при снижении аппетита.

Таблица. Состав смесей Клинутрен (на 100 г приготовленного коктейля)

Состав

Клинутрен Юниор (на 100 г)

Ресурс Оптимум (на 100 г)

Белки

3 г

4 г

Жиры

4 г 3,8 г

Углеводы

13,4 г

11,7 г

Энергетическая ценность

100 ккал

1 ккал/мл

12 % белков, 35 % жиров, 53 % углеводов

100 ккал

1 ккал/мл

16 % белков, 33 % жиров, 51 % углеводов

Осмолярность

330 мОсм/л

249 мОсм/л

Применение современных сбалансированных лечебно-профилактических смесей позволяет адекватно обеспечить организм ребенка белками, углеводами, жирами, энергией, необходимыми для поддержания базового энергетического уровня, физической активности, роста и коррекции нутритивной недостаточности.

Таким образом, комплексный подход к проблеме, грамотно выстроенная программа питания помогут преодолеть все трудности и начать наслаждаться процессом познания нового!

Статья была опубликована впервые в журнале Медицинский алфавит № 21 / 2017, том № 2, Больница — все для ЛПУ.

Список литературы

  1. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 161–164.
  2. Макарова М. В., Потупчик Т. В., Прахин Е. И., эверт Л.С., Бакшеева С. С. Прогнозирование типа адаптации детей в условиях интенсификации учебного процесса. Сибирский медицинский журнал. 2012; 2: 46–8.
  3. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: Основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения детей с проблемами развития и поведения.— М.: НОТА, 2000.— 264 с
  4. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995, с. 8–11.
  5. Гончарова Г. А. Особенности нервно-психических нарушений у младших школьников в динамике обучения. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 23–7.
  6. Зорина И. Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года. Российский педиатрический журнал. 2013; 2: 47–50.
  7. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика