В рейтинге эффективности региональных систем здравоохранения лидируют бережливые

21.03.2017
2295

Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) представила рейтинг эффективности региональных систем здравоохранения за 2015 год. Его результаты вызвали беспокойство у властей тех субъектов, которые оказались на последних местах в списке. О главных выводах рейтинга «МВ» рассказала руководитель ВШОУЗ Гузель Улумбекова. 

Улумбекова Гузель Эрнстовна

руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, д.м.н.

Гузель Эрнстовна, отстающие в рейтинге регионы жалуются, что методика плоха, вы с этим согласны?

- Индекс эффективности систем здравоохранения регионов РФ, который разработала аналитическая лаборатория ВШОУЗ, основан на международной практике проведения подобных расчетов. Если упрощенно, то это оценка результатов деятельности системы здравоохранения с учетом затраченных средств. В качестве результата используется показатель ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ). Он рассчитывается на основании уровня смертности во всех возрастных группах. Затраты на здравоохранение (в нашем случае – государственные) отражают, сколько система может позволить себе расходов: на оплату труда медперсонала, лекарства, расходные материалы, содержание учреждений и др. Это данные казначейства, причем они используются с поправкой на коэффициент удорожания, чтобы расходы были сопоставимы. Тот субъект, который смог добиться более высокого ОПЖ за меньшие средства, получает наивысший балл. На мой взгляд, вместо критики методики надо задуматься, в чем корень неэффективности здравоохранения региона.

- А разве только финансирование здравоохранения влияет на продолжительность жизни, а как же экология и образ жизни?

- Вы правы, на ОПЖ влияют и образ жизни, и экология, и уровень доходов. Поэтому мы ввели еще два показателя: уровень ВРП на душу населения, который косвенно оценивает уровень жизни в регионе (соответственно возможность пользоваться платными медицинскими услугами) и уровень потребления крепких алкогольных напитков (по данным Росстата). Последний показатель призван нивелировать влияние на ОПЖ этого отрицательного фактора. Но хочу отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало – это миф. Доказано, что в с странах, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долларов, оцененных по паритету покупательной способности (ППС), есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: в России госрасходы на здравоохранение составляют сегодня около 900 долларов ППС на душу. Другими словами, увеличение финансирования приводит к снижению смертности и росту ОПЖ. Но увеличение расходов приводит к улучшению здоровья граждан только при одном важном условии – что деньги тратяться эффективно. Поэтому мы и сделали этот рейтинг, чтобы выяснить, есть ли резервы повышения эффективности здравоохранения в регионах РФ даже при имеющихся ресурсах.

- Какой главный вывод можно сделать на основании этого рейтинга?

- Конечно, это лишь первый макро-срез оценки эффективности здравоохранения. Дальше мы разделим регионы на группы, близкие по климатогеографическим условиям и плотности проживания населения. Затем в каждой группе проанализируем, какие факторы в системе здравоохранения повлияли на то, что граждане живут в одном регионе дольше, чем в другом. Например, регионы Северокавказского федерального округа правильно сравнивать с бывшими республиками Советского Союза и другими странами, в которых население ведет схожий образ жизни. И мы такое сравнение уже провели. Оказалось, что все регионы СКФО по эффективности здравоохранения все равно лучше, чем бывшие республики СССР - Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан.

10 лучших и 10 худших субъектов РФ по эффективности здравоохранения в 2015 году

- Ваш главный вывод и что надо делать субъектам РФ, чтобы подняться в рейтинге?

- Исследование показало, что большинство регионов могут добиться более высоких значений ОПЖ (как минимум увеличить на 1 год) даже при имеющихся финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах. Первое приближение показывает, что те субъекты РФ, которые сохранили высокие показатели обеспеченности врачами, особенно в первичном звене, оказались на первых позициях. То есть можно сказать: те, кто обеспечил доступность медицинской помощи широким слоям населения и бережет каждую копейку, смогли добиться лучших результатов. Более подробно о том, что надо делать в здравоохранении регионов, чтобы подняться в рейтинге, мы доложим на V международной конференции «Оргздрав-2017. Эффективное управление медицинской организацией», которую ВШОУЗ проводит в Москве 18-19 мая 2017 года. А свежие данные будут готовы осенью.

Индекс эффективности систем здравоохранения субъектов РФ, 2015         

Изменение Место 2013 Место 2015 Субъекты РФ Оценка эффективности ОПЖ при рождении (лет) ВРП на душу населения (руб.)* Подушевые госрасходы на здравоохранение с учетом КД (руб.) Продажа крепких алкогольных напитков на душу населения (литр)
0 1 1 Республика Дагестан 88,10 76,39 180824 13183 2,2
2 4 2 Ставропольский край 78,81 73,36 193489 14656 2,9
-1 2 3 Кабардино-Балкарская Республика 77,62 74,61 137437 15107 0,6
12 16 4 Кировская область 76,90 71,11 191445 14221 10,2
3 8 5 Чувашская Республика 75,95 71,35 189736 14385 8,6
5 11 6 Ростовская область 75,60 71,90 235696 14128 4,3
19 26 7 Рязанская область 74,40 71,46 261245 14157 5,6
2 10 8 Республика Адыгея 73,81 72,23 174018 14967 4,0
5 14 9 Пензенская область 73,57 72,12 219182 14734 4,6
3 13 10 Карачаево-Черкесская Республика 72,74 74,44 147397 15517 1,0
4 15 11 Республика Калмыкия 72,14 72,15 163688 15044 3,8
-9 3 12 Чеченская Республика 71,43 73,45 104019 15493 -
-4 9 13 Волгоградская область 70,95 71,98 278961 14691 3,8
23 37 14 Республика Мордовия 70,36 72,06 210859 15170 6,9
-9 6 15 Республика Северная Осетия-Алания 70,24 74,20 179993 15572 0,7
2 18 16 Ивановская область 69,05 70,62 145235 14245 7,1
4 21 17 Белгородская область 68,10 72,61 400633 15142 4,9
9 27 18 Томская область 66,79 71,25 399208 14297 5,1
16 35 19 Астраханская область 65,95 71,36 283591 14960 5,3
-8 12 20 Саратовская область 65,60 71,40 225375 14867 3,2
1 22 21 Курская область 64,17 70,80 266008 14309 4,2
-17 5 22 Республика Ингушетия 63,69 80,05 113791 17741 -
-3 20 23 г.Москва 63,45 76,77 1053950 17890 14,8
-7 17 24 Республика Татарстан 62,74 72,81 434509 16366 9,6
-6 19 25 Брянская область 61,79 70,36 196342 13996 6,2
10 36 26 Краснодарский край 61,19 72,53 330100 15715 4,5
14 41 27 Вологодская область 59,76 70,40 325789 14622 9,9
1 29 28 Республика Марий Эл 59,40 69,80 209488 13826 9,4
2 31 29 Новосибирская область 58,45 70,86 326868 15000 5,4
-23 7 30 Тамбовская область 58,45 71,67 258822 15644 3,3
15 46 31 Костромская область 57,02 70,38 223243 14978 8,7
-2 30 32 Воронежская область 56,79 71,67 304314 15743 4,6
12 45 33 Ярославская область 56,79 70,98 305211 15682 9,6
-2 32 34 г.Санкт-Петербург 56,31 74,42 513782 21087 8,2
13 48 35 Удмуртская Республика 55,71 70,46 291288 15181 9,6
6 42 36 Московская область 55,60 72,26 376699 18885 10,6
6 43 37 Владимирская область 53,93 69,82 232631 14551 8,1
1 39 38 Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 53,10 72,58 1761159 23947 11,1
20 59 39 Омская область 52,26 70,41 303089 14786 3,8
-16 24 40 Архангельская область 51,90 70,70 311471 16138 12,7
-13 28 41 Алтайский край 51,19 70,44 187587 15336 4,8
19 61 42 Самарская область 50,95 70,35 358649 14697 5,1
12 55 43 Орловская область 48,69 70,38 234157 15257 4,9
0 44 44 Ямало-Ненецкий авт. Округ 48,57 71,70 2985311 20351 9,9
2 47 45 Ленинградская область 48,45 71,23 403431 17504 10,9
-21 25 46 Мурманская область 47,86 70,24 416662 15247 14,1
-24 23 47 Ульяновская область 47,62 70,46 220576 15846 5,7
NA NA 48 г.Севастополь 47,26 70,67 45785 17308 5,0
-15 34 49 Калининградская область 47,02 70,58 316999 16208 8,3
-12 38 50 Липецкая область 45,71 71,07 341455 16597 4,9
-1 50 51 Приморский край 45,71 69,21 332383 14716 8,5
2 54 52 Нижегородская область 44,05 70,17 310866 15420 7,4
3 56 53 Калужская область 42,86 70,73 322517 17941 8,5
NA NA 54 Республика Крым 42,26 70,52 73190 17616 4,7
27 82 55 Ненецкий авт. округ 40,95 71,00 4252408 25761 13,6
-16 40 56 Челябинская область 39,88 69,90 284191 15554 4,9
-5 52 57 Тульская область 39,64 70,06 269177 15703 5,1
14 72 58 Республика Тыва 39,17 63,13 149335 13830 2,4
16 75 59 Новгородская область 38,45 68,70 331842 15086 9,4
-9 51 60 Забайкальский край 38,33 67,34 209003 14759 7,3
-4 57 61 Республика Алтай 38,10 68,44 184011 15180 8,0
-2 60 62 Кемеровская область 37,98 68,31 273825 14837 7,3
2 65 63 Тюменская область 37,98 70,58 521987 18249 8,9
14 78 64 Амурская область 37,74 67,27 290398 14406 7,2
-12 53 65 Курганская область 37,38 69,03 193434 15111 3,7
-8 58 66 Республика Башкортостан 37,38 70,08 306771 15856 6,1
0 67 67 Республика Бурятия 37,38 69,15 189326 15772 8,2
-2 66 68 Республика Саха (Якутия) 36,90 70,29 690643 16286 9,5
-7 62 69 Хабаровский край 35,71 68,72 410190 15332 11,9
-37 33 70 Республика Карелия 35,00 69,16 293054 16254 13,1
-1 70 71 Красноярский край 33,81 69,69 498372 15588 6,6
-4 68 72 Тверская область 32,14 69,10 232833 16366 8,9
-24 49 73 Смоленская область 32,02 69,74 242907 17341 7,9
2 76 74 Псковская область 31,67 68,48 185526 15784 7,4
-12 63 75 Свердловская область 30,48 69,83 384228 17193 7,7
-7 69 76 Республика Коми 28,10 69,40 553836 17470 14,1
-6 71 77 Оренбургская область 26,31 69,63 364762 16284 3,5
-1 77 78 Пермский край 25,71 69,09 367087 16410 7,7
-15 64 79 Республика Хакасия 22,62 68,68 299913 16945 5,2
-7 73 80 Камчатский край 22,50 68,56 456482 17459 12,9
-7 74 81 Иркутская область 21,43 67,37 375482 15881 7,3
-1 81 82 Еврейская автономная область 20,60 65,04 246449 17042 8,4
-3 80 83 Магаданская область 16,43 68,11 650273 22648 15,8
-5 79 84 Сахалинская область 14,05 67,99 1620313 25477 14,2
-2 83 85 Чукотский автономный округ 11,07 64,16 1118862 22663 12,5
      Российская Федерация 52,82 71,39 403179 16207 7,3

 

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика