На первый-второй рассчитайсь!

20.04.2017
2306

Павел Бранд, главный врач сети медцентров «Клиника Семейная», на прошлой неделе запустил на своей странице в Facebook флешмоб #лидерымнений. Он составил топ-5 специалистов разных медицинских специальностей и предложил им продолжить эту цепочку. Идею быстро подхватили коллеги известного невролога, включая бывших наших соотечественников. Откуда пошла мода на рейтингование медицинских работников в нашей стране? Какие цели преследуют составители топов? И какая польза от них врачам и пациентам? Ответы на эти вопросы искал корреспондент портала Medvestnik.ru.

Фото: автора

Своя игра

«Очень радостно, что так много докторов откликнулись и поучаствовали в игре, - подвел итоги флешмоба Павел Бранд. - Искренне радует, что большинство упомянутых врачей - приверженцы доказательного подхода в медицине, что большинству - 35-50 лет. Очень хочется, чтобы именно на этих врачей равнялись наши молодые коллеги. К сожалению, значительное количество повторов имен и крайне скудное представительство некоторых специальностей демонстрирует всю глубину дефицита квалифицированных кадров в нашей медицине».

Хотя флешмоб не претендовал на статус рейтинга, некоторые представители профессионального сообщества восприняли его именно так. Игра вызвала большое обсуждение в соцсетях – в частности, нужно ли ранжировать медицинских работников как каких-нибудь миллиардеров в Forbes? Наверное, нужно. Вопрос – как. Из недостатков любых рейтингов, которые составляются по опросам «братьев по оружию», - размытость критериев и субъективность оценки. Человек может быть талантливым профессионалом от Бога и при этом совершенно не уметь общаться с окружающими, может страдать «звездной» болезнью или тяжелым характером – каковы его шансы на попадание в когорту?

Пациент, отзовись!

Впрочем, помимо ранжирования, основанного на оценке представителей профессионального сообщества, существуют и другие. Например, учитывающие отзывы больных. Можно ли их считать более объективными?

«Среди медиков бытует мнение, что пациент не может адекватно оценить своего доктора, - говорит руководитель портала ПроДокторов Сергей Федосов. - Опыт нашего портала свидетельствует, что в первую очередь для человека важны отзывы тех, кто уже лечился у врача, а не выхолощенные рейтинги по "объективным" показателям».

За 6 лет существования ПроДокторов посещаемость сайта достигла 3,2 млн посетителей в месяц, а количество отзывов приближается к 500 000. И все же этого явно недостаточно для формирования всеобъемлющих рейтингов врачей и лечебных учреждений России. По мнению руководства сайта, для решения этой задачи может потребоваться более 10 миллионов откликов. Но как мотивировать людей делиться впечатлениями, когда многие предпочли бы сохранить в секрете визит к тому или иному доктору?

Несмотря на все сложности, количество рейтингов, составленных при непосредственном участии пациентов, растет с каждым годом. Их организуют средства массовой информации, департаменты здравоохранения в регионах, профессиональные объединения, фармацевтические и медицинские страховые компании.

«Мы проводим конкурс "Народный врач" с 2012 года, - рассказывает исполнительный директор по маркетингу и развитию АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Людмила Зудина. - Проголосовать за врача может любой пациент, получающий бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС. В 2016 году конкурс прошел в 11 субъектах России и охватил 168 медицинский организаций. В голосовании приняли участие более 15 000 человек, а лауреатами стали свыше 100 врачей различных специальностей. Каждый победитель получил памятный приз и диплом. В этом году проведение конкурса планируется в 12 регионах страны. Я убеждена, что в 2017 году проект выйдет на новый уровень, ведь главные цели конкурса - организовать эффективную обратную связь между пациентами и врачами и способствовать повышению уровня качества медицинской помощи. Оба направления очень актуальны на данном этапе развития отечественного здравоохранения».

Немного ретуши

Обратная связь от пациентов нередко помогает врачам повысить самооценку, заставляет задуматься о создании персонального бренда. «Врачи у нас традиционно воспринимаются как безликие "солдаты" огромной армии в войне за здоровье населения, а не как отдельные высокопрофессиональные специалисты, - говорится в программной статье проекта ПроДокторов. - Конечно, это в корне неверно. Специалист с крепким брендом не зависит от капризов руководства - он всегда найдет работу, не нуждается в рекламе - у него всегда есть пациенты. Бренд повышает степень автономности доктора, укрепляет его независимость и повышает благосостояние. Да, именно благосостояние. Работая над проектом, мы столкнулись с тем, что очень многие российские врачи не готовы к целенаправленной работе над своим брендом. Хотя ежедневно каждый из них сталкивается с "эхом" брендирования: "вас мне посоветовал друг". Сознательно своим позиционированием занимаются единицы. Зато эффект от такой работы не заставляет ждать - врач получает новых пациентов безо всякой рекламы. Причем не просто каких-то пациентов, а максимально лояльных и готовых к сотрудничеству».

О том, что этот тренд будет усиливаться, говорит сам факт появления такой специальности, как куратор по созданию личных брендов врачей. «Рейтинги врачей необходимы пациентам для выбора лучшего из них и последующего лечения у него, - считает директор Петербургского медицинского форума, куратор по созданию личных брендов врачей Сергей Ануфриев. - Традиционные рейтинги очень субъективны. Опираются лишь на мнение экспертов-коллег, страховых компаний, онлайн-голосований. Этого для современного пациента мало. Он хочет фактов. Но никто из врачей не владеет навыками продвижения личного бренда, в этом процессе много специфики. Я больше трех лет работаю как куратор докторов, стремлюсь сделать квалифицированных и опытных врачей более известными для широкого круга пациентов. В продвижении опираюсь на данные статистики их деятельности и показатели качества работы: сколько операций в год, какого уровня сложности, какой уровень удовлетворенности пациентов от общения. В основном мои заказчики - опытные врачи, столкнувшиеся с "дикой" конкуренцией, когда "за откаты" пациента направят на операцию хоть в тундру. Три года назад я курировал одного человека, сейчас в моем портфеле уже 19 клиентов, и это свидетельство понимания изменившихся реалий – люди ищут не клинику, пациенты ищут врача».

По пути анализа объективных данных в прошлом году пошли также Высшая школа экономики и Институт организации здравоохранения и информатизации. Они представили первый в России рейтинг терапевтов, сформировав его исключительно на основе объективных показателей работы докторов. Из 37,5 тыс. врачей по всей стране было отобрано 500 самых-самых. На церемонии награждения победителей вице-премьер правительства Ольга Голодец подчеркнула, что топ терапевтов «станет важным критерием для оценки качества медобслуживания» и что за ним последуют другие узкоспециальные рейтинги (онкологов, хирургов и т.п.).

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика