На скорую руку

23.05.2017
00:00
В Волгограде на место взрыва жилого дома первыми прибыли две бригады скорой медицинской помощи, в каждой из которых был всего один фельдшер. В тот день на подстанции дежурили 7 бригад, из них только одна - врачебная. Нарушение приказа Минздрава №388н налицо, но понесет ли за это кто-то ответственность? Тот факт, что вся Россия работает некомплектными бригадами, принято не афишировать не только ради социального спокойствия, но и по вполне меркантильной причине.

Медицинское такси

Ежегодно в России служба скорой медицинской помощи принимает порядка 45 млн вызовов. Цифра не меняется на протяжении последних 10 лет. Но если в 2012 году на вызовы выезжали без малого 18 тыс. врачей, то в 2016-м - около 15 тыс. Из службы ушли не только врачи, но и санитары. С введением обязательной сертификации путь в «скорую» перекрыли студентам медицинских вузов. В итоге сегодня подавляющее число бригад укомплектовываются фельдшерами и медицинскими сестрами.

«Если ты не врач и работаешь в бригаде один, выполнить некоторые стандарты лечения на вызове практически нереально, - убежден врач-реаниматолог выездной бригады скорой медицинской помощи, председатель профкома Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Станции СМП Волгограда Михаил Николаев. - Допустил дефект - жди санкций со стороны страховой компании.  Поэтому главные врачи склоняют сотрудников вносить в медицинскую документацию недостоверные сведения о проведенном лечении и диагностике, а тем, кто отказывается, угрожают дисциплинарными взысканиями и снижением размера стимулирующих выплат».

Сам Николаев после нескольких выговоров был уволен и был вынужден восстанавливаться по суду.

Но заложником системы становится не только медицинский работник, но и пациент. 

«Приезд на место массовой ЧС в первую очередь фельдшера зачастую ведет к увеличению частоты и тактических, и лечебно-диагностических ошибок, - констатирует директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России Сергей Гончаров. - Среди них сложности с организацией помощи большинству пострадавших одновременно, а не двум-трем (проблема медицинской сортировки). В реальных условиях все это оборачивается потерей времени, неточной организацией. Печально и то, что в профессиональных стандартах этой категории медработников, относящейся к экстремальным, нигде не прописаны знания основ психологии, психиатрии катастроф, основы саморегуляции после оказания помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями». 

Назад пути нет

Представители Минздрава согласны, что в таких условиях скорая медицинская помощь скорее напоминает медицинское такси, но призывают принять это как данность: дальнейшая фельдшеризация службы неизбежна, а число бригад будет сокращаться.

«В городах мы пока рекомендуем сохранять 20% врачебных бригад, - рассказывает главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава РФ Сергей Багненко. – Потому что только врач может проконсультировать пациента дома по поводу обострения хронических заболеваний и дать рекомендации, а фельдшер - сразу всех везет в стационар. Почему в Европе количество бригад СМП ровно в 2 раза меньше, чем в России? Во-первых, потому что внедряются технологии профилактики экстренных состояний. Во-вторых, потому что выезды ограничены только случаями с угрозой для жизни. А у нас больше половины выездов оказывается по неотложным состояниям, при обострении хронических заболеваний».

Хорошо еще, если так, а не для того, чтобы забрать дурно пахнущего и безобразно ведущего себя в общественном месте нетрезвого гражданина или лица без определенного места жительства!

Разгрузить «скорую» были призваны кабинеты неотложной помощи при поликлиниках. Однако даже в тех регионах, которые отчитались об их создании, в реальности первичную медико-санитарную помощь такие кабинеты не оказывают. Ведь, кроме пары кушеток, в них ничего для этого нет. С другой стороны, если «скорую» разгрузят и вызовов станет вдвое меньше, то служба лишится половины финансирования, которое и сегодня оставляет желать много лучшего.

Низкий уровень оплаты труды заставляет работников «скорой» работать на полторы ставки с подработками. То и дело выплаты производятся с задержками. К тому же персонал вынужден тратить собственные деньги на «латание» дыр. Например, в столице Северной Осетии в прошлом году на станции скорой помощи вышла из строя рация, и больше полугода бригады держали связь с диспетчерской службой, используя собственные мобильные телефоны.

Что немцу хорошо...

Концепция развития скорой медицинской помощи, которая должна быть представлена в октябре этого года (об этом говорилось в марте на научно-практической конференции южного региона России «Актуальные вопросы внедрения инновационных технологий в практику скорой медицинской помощи» в Грозном), предусматривает смещение акцента с бригады скорой помощи в сторону стационарных отделений СМП или отделений первого контакта.

«Вот там принять больного "по скорой" должен как раз врач СМП - грамотный, эрудированный, квалифицированный, способный читать лучевую диагностику, анализы, пользоваться эндоскопией, лично выполнять простейшие ультразвуковые исследования, ставить диагноз и быстро определиться с объемом оказываемой помощи, - уверен Сергей Багненко. – Если в день в больницу поступают более 50 экстренных пациентов, то лицензионным требованием должно стать наличие подобного отделения. Всего по стране их должно быть порядка 140. А в поликлиниках должны появиться круглосуточно работающие блоки. По типу Израиля. Днем там ведут прием офисные врачи, сохраняя свою профессиональную форму как клиницисты. Оказывается первичная медико-санитарная помощь, ведется первичная и вторичная профилактика. В отделение приглашают тех, кто недавно перенес инфаркт, инсульт. А с 18 до 24 часов в блоке обслуживают вызовы по неотложной помощи, если надо, работают в формате медицинского такси».

Впрочем, адаптирование зарубежного опыта к российским реалиям без аналогичного финансового подкрепления ни к чему хорошему не приведет.

«Когда я слышу о том, что служба скорой помощи будет реформироваться по зарубежному шаблону, то вспоминаю американскую статистику, - говорит преподаватель кафедры амбулаторной и скорой медицинской помощи ВолгГМУ Анатолий Белоглазов. – В США в 2015 году 46 тыс. человек умерли лишь потому, что у них не было страхового полиса или денег, чтобы вызвать "скорую". Этот опыт мы тоже будем копировать? Если бы в США на вызов приехала "скорая" с 1 фельдшером, застрахованный завтра же вчинил бы иск и отсудил пару миллионов долларов. Теперь давайте посмотрим с точки зрения медработников. В рейтинге самых высокооплачиваемых медицинских должностей в США главный врач клиники стоит на 10-м месте, а врач скорой помощи - на 4-м. Если он работает сверх установленных 36 часов в неделю, то получает оплату в двойном размере. Если привлекается к работе в зоне чрезвычайной ситуации, имеет право на дополнительный отпуск и на психологическое сопровождение. У нас об этом остается только мечтать».

Нет комментариев

Комментариев: 3

Белоглазов Анатолий Иванович
Багненко - терминатор СМП России!
Воробьев Анатолий Сергеевич
Согласен с авторами. Служа СМП превратилась в службу перевозки хронически больных пациентов в стационар. Особенно это касается перевозки терминальных пациентов, тяжесть состояния которых обусловлена исходом основного заболевания (онкология 4 ст. СПИД,), когда родственники пациентов не хотят достойно проводить в последний путь больного. Угрожая жалобами во все инстанции (которые очень боятся жалоб), требуют от несчастных сотрудников скорой помощи транспортировки больных в стационар. Очень часто такие пациенты погибают в машине скорой помощи. Что остается делать бригаде СМИ, они доставляют в клинической смерти пациента до приемного отделения стационара, бросают его там и вежливо исчезают. Что с них возьмешь, если там одни фельдшера.
Толмачева Анна Ивановна
Багненко должен ответить за развал скорой помощи
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.