Каким должен быть идеальный гинеколог?

14.11.2017
1823

В рамках социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» врачи-гинекологи обсудили, каково это  быть идеалом?

Идеальный образ врача очевиден и знаком всем – доктор Айболит: он не только решит любую проблему со здоровьем, но неизменно добр и отзывчив. Иными словами,  врач должен уметь лечить и делом, и словом, и последнее зачастую не менее значимо, чем  медицинские знания. Данные соцопросов это подтверждают: результаты исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» - 2017» показывают, что в числе пяти наиболее значимых характеристик врача-гинеколога для женщины наряду с квалификацией значится доброжелательное и вежливое отношение.

Мудрое слово

Неумение разговаривать с пациентом – бич многих российских врачей. Несмотря на то, что медиков учат этому с институтской скамьи, правильно вести диалог умеют далеко не все. При обсуждении посещений врачей-гинекологов в социальных сетях, одна из распространенных претензий – хамство и неадекватное отношение. «Может, оно и важно, посещать гинекологов, но простыми уговорами того, что это "не стыдно" вы ничего не добьетесь...», - пишет одна из пациенток в одном из чатов ВКонтакте.  На этом фоне неудивительна не всегда высокая активность россиянок в посещении специалиста в профилактических целях.  Данные исследования показывают, что 6% женщин ни разу не посещали врача-гинеколога за последние три года, и только 49% посещали в последние три года врача-гинеколога с целью профилактического осмотра.

Возможно, доверительные отношения с лечащим врачом и полноценный диалог с ним могли бы улучшить эту статистику. Не случайно, большинство женщин стремятся ходить на прием к одному и тому же – «своему» гинекологу: 49% предпочитают посещать одного врача, но иногда обращаются к другим; 32% предпочитают посещать одного и того же гинеколога («Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», ВЦИОМ, март 2017 г.)

Найти своего врача в принципе актуально для каждого пациента, и когда это случается, реакция на взаимодействие с медициной и клиникой меняется кардинально.

«Пообщавшись с гинекологом, я сделала для себя выводы, что в этот раз попала к умному и добросовестному врачу», - пишет в комментариях на портале Prodoctorov.ru одна из пациенток. – «Надежда Петровна осмотрела, расписала назначения на анализы, назначила только самое основное и необходимое. Спасибо ей, что ничего мне не навязывала и не пыталась от меня выжать побольше денег! Я довольна этим гинекологом, буду продолжать обращаться к ней и лечиться по ее плану. Доктор внушает доверие, она профессионал».

Полноценный диалог с лечащим врачом актуален для пациенток не только с эмоциональной точки зрения, но и по вполне прагматическим соображениям. Несмотря на то, что большинство россиянок все-таки выбирают государственные медицинские учреждения (согласно данным исследования 67%), есть существенная категория женщин, предпочитающих платить за качественную медицинскую помощь. Особенно если речь идет о крупных мегаполисах. К ним относятся главным образом представительницы молодого поколения с доходами выше среднего. Такие женщины не готовы тратить время на дополнительное посещение платных лабораторий, учитывая, что часть анализов в консультациях по системе ОМС не предоставляется, их постулат прост: если все равно мне потом идти еще куда-то и платить, не проще ли сделать все и сразу, заплатив несколько больше.

Вот типичный комментарий от представительницы этой когорты пациенток: «…Его прием стоит недешево, прямо скажу  дорого, но с первого впечатления он мне очень понравился... очень приятный мужчина и грамотный профессионал... направил на УЗИ, назначил таблеточки  и расписал курс дальнейших действий... была на приеме три раза. … Пока результат это хотя бы поставленный диагноз, но в моем случае это уже много!!!»

 Одно мнение хорошо, а два лучше

Сегодня умение расположить к себе пациента и показать свою компетентность важно и для врача. Современная медицина – конкурентная среда, даже государственные клиники вполне реально конкурируют за пациентов в рамках системы ОМС. А между тем пациенты становятся все более самостоятельны в принятии решений. Интернет предоставляет массу информации для реализации такой стратегии поведения. Почти половина женщин (48%) при появлении проблем со здоровьем сначала попытаются решить их самостоятельно, а при выборе конкретного препарата из перечня предложенных гормональных средств 24% женщин полагаются на отзывы в интернете: на форумах и медицинских сайтах («Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», ВЦИОМ, март 2017 г.).

«Врач более не начальник, не учитель, не родитель, - подчеркнул, выступая на состоявшемся в рамках Х Общероссийского семинара «Репродуктивный потенциал России: версии и контрверсии» круглом столе «Пойми меня: когда пациентки доверяют врачу-гинекологу», заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета Медицинского института Российского университета дружбы народов Виктор Радзинский, - Пациентки тоже стали другие. Они не приходят на прием, чтобы выслушать приговор. Получив диагноз, современная пациентка тут же пойдет за вторым мнением к другому специалисту. Сегодня женщина, обращаясь к гинекологу по поводу беспокоящих ее проблем обойдет минимум 4-х врачей, прежде чем сделает выбор лечения».

Врачи, по мнению Виктора Радзинского, находятся в непростой ситуации:  слишком много необходимо аккумулировать профессиональной информации.

«Сегодня в день выходит больше десятка профессиональных статей по специальности и врач должен стараться это отслеживать, - подчеркивает профессор. - Современный врач должен опираться на данные исследований, а не на то, к чему он привык».

Но не всегда это удается по объективным и субъективным причинам. В итоге пациентки жалуются на отсутствие единого подхода к выбору лечения или на неоправданно большое, по их мнению, количество назначаемых анализов: «По УЗИ поставили диагноз субмукозный узел размером 1,5 см в полости матки. Один гинеколог говорит удалят, так как узел может мешать имплантации. Другой говорит, что размер небольшой и лучше лишний раз матку не трогать. …В общем, я не знаю. Взяла паузу…».

Выход, по мнению доцента кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов Ирины Шестаковой прост: «Сегодня российским врачам доступны русскоязычные клинические рекомендации с алгоритмами лечения при том или ином диагнозе. Каждому диагнозу в рекомендациях  соответствует и диагностический минимум. По моему мнению, назначение неоправданно большого количества анализов это тоже ятрогения».

Говорят пациентки и о своеобразном междисциплинарном конфликте, когда в отношении приема одного препарата гинеколог дает определенную информацию, а врач другой специальности ее опровергает.

Отвечая на этот вызов,  Ирина Шестакова подчеркивает необходимость тесного взаимодействия врачей разных специальностей: «Специалисты,  ведущие одну пациентку,  должны проводить совместное обсуждения ее ведения, чтобы исключить назначение препаратов антогонистов и согласовать комплексную терапию».

Все эти проблемы - повод для врачей задуматься об изменении подходов к взаимодействию с пациентами.

«Мы должны вести прием на основании лучшего мирового опыта, принципах этики. Мы должны слушать наших пациенток, вести с ними диалог, - говорит Виктор Радзинский Чтобы соответствовать их ожиданиям, нам, гинекологам, важно также начать перестраиваться, идти в ногу со временем и обладать самыми последними знаниями, а также лучше понимать то, что хотят пациентки».

С желанием помочь

О проблемах российского медицинского образования сказано немало. Не все в порядке и с обучением правильному общению с пациентом. В российских вузах есть соответствующая дисциплина, но подходы к ее преподаванию оставляют желать лучшего.

«У нас есть курс деонтологии, но учат плохо, - комментирует ситуацию Виктор Радзинский. - Тут речь надо вести об изменении подходов к образованию и программы».

Между тем на Западе за некорректное обращение с пациентом можно лишиться врачебной лицензии. Не случайно международные врачебные ассоциации выпускают  подробные рекомендации по особенностям коммуникации с пациентом.

«Готовясь к обсуждению, я попыталась найти международный документ, регламентирующий правила общения и коммуникации с пациентами, - рассказывает Ирина Шестакова. – Такой есть - это кодекс этики акушера-гинеколога, опубликованный FIGO (The International Federation of Gynecology and Obstetrics). Он ценен, прежде всего, тем, что в нем разбираются типичные ситуации для коммуникации в разной культурной среде. Там достаточно четко прописаны возможные варианты ответа в самых различных ситуациях. В России я принимала участие в подготовке «Практикума по консультированию или как стать любимым врачом» - брошюра вышла в рамках образовательного проекта при поддержке компании «Гедеон Рихтер».

Так что пока российским врачам скорее нужно надеяться на самих себя. В целом, отношение к медикам в обществе меняется на более позитивное, престиж профессии растет и многие пациенты понимают, как непросто быть специалистом высокой квалификации.  «Выбор такой профессии, не думаю, что ради любопытства. Скорее всего, это желание достичь чего-то нужного и хорошего в своем деле. Желание помочь и уберечь женщин от многих проблем, сделать добро», - выражает свое мнение одна из пациенток. Трудно не согласиться с таким посылом, но почивать на лаврах врачам не приходится.

«Не учитывать происходящих вокруг изменений нельзя, необходимо обмениваться информацией, - резюмировал обсуждение за круглым столом Виктор Радзинский. – По моему мнению, любые мероприятия, которые нацеливают всех нас вне зависимости от опыта, знаний, возраста на преодоление психологических барьеров, которые мешают работать эффективно, крайне важны»

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика