Каким должен быть идеальный гинеколог?

14.11.2017
00:00
В рамках социального проекта «Неделя женского здоровья «Гедеон Рихтер» врачи-гинекологи обсудили, каково это  быть идеалом?

Идеальный образ врача очевиден и знаком всем – доктор Айболит: он не только решит любую проблему со здоровьем, но неизменно добр и отзывчив. Иными словами,  врач должен уметь лечить и делом, и словом, и последнее зачастую не менее значимо, чем  медицинские знания. Данные соцопросов это подтверждают: результаты исследования «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» - 2017» показывают, что в числе пяти наиболее значимых характеристик врача-гинеколога для женщины наряду с квалификацией значится доброжелательное и вежливое отношение.

Мудрое слово

Неумение разговаривать с пациентом – бич многих российских врачей. Несмотря на то, что медиков учат этому с институтской скамьи, правильно вести диалог умеют далеко не все. При обсуждении посещений врачей-гинекологов в социальных сетях, одна из распространенных претензий – хамство и неадекватное отношение. «Может, оно и важно, посещать гинекологов, но простыми уговорами того, что это "не стыдно" вы ничего не добьетесь...», - пишет одна из пациенток в одном из чатов ВКонтакте.  На этом фоне неудивительна не всегда высокая активность россиянок в посещении специалиста в профилактических целях.  Данные исследования показывают, что 6% женщин ни разу не посещали врача-гинеколога за последние три года, и только 49% посещали в последние три года врача-гинеколога с целью профилактического осмотра.

Возможно, доверительные отношения с лечащим врачом и полноценный диалог с ним могли бы улучшить эту статистику. Не случайно, большинство женщин стремятся ходить на прием к одному и тому же – «своему» гинекологу: 49% предпочитают посещать одного врача, но иногда обращаются к другим; 32% предпочитают посещать одного и того же гинеколога («Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», ВЦИОМ, март 2017 г.)

Найти своего врача в принципе актуально для каждого пациента, и когда это случается, реакция на взаимодействие с медициной и клиникой меняется кардинально.

«Пообщавшись с гинекологом, я сделала для себя выводы, что в этот раз попала к умному и добросовестному врачу», - пишет в комментариях на портале Prodoctorov.ru одна из пациенток. – «Надежда Петровна осмотрела, расписала назначения на анализы, назначила только самое основное и необходимое. Спасибо ей, что ничего мне не навязывала и не пыталась от меня выжать побольше денег! Я довольна этим гинекологом, буду продолжать обращаться к ней и лечиться по ее плану. Доктор внушает доверие, она профессионал».

Полноценный диалог с лечащим врачом актуален для пациенток не только с эмоциональной точки зрения, но и по вполне прагматическим соображениям. Несмотря на то, что большинство россиянок все-таки выбирают государственные медицинские учреждения (согласно данным исследования 67%), есть существенная категория женщин, предпочитающих платить за качественную медицинскую помощь. Особенно если речь идет о крупных мегаполисах. К ним относятся главным образом представительницы молодого поколения с доходами выше среднего. Такие женщины не готовы тратить время на дополнительное посещение платных лабораторий, учитывая, что часть анализов в консультациях по системе ОМС не предоставляется, их постулат прост: если все равно мне потом идти еще куда-то и платить, не проще ли сделать все и сразу, заплатив несколько больше.

Вот типичный комментарий от представительницы этой когорты пациенток: «…Его прием стоит недешево, прямо скажу  дорого, но с первого впечатления он мне очень понравился... очень приятный мужчина и грамотный профессионал... направил на УЗИ, назначил таблеточки  и расписал курс дальнейших действий... была на приеме три раза. … Пока результат это хотя бы поставленный диагноз, но в моем случае это уже много!!!»

 Одно мнение хорошо, а два лучше

Сегодня умение расположить к себе пациента и показать свою компетентность важно и для врача. Современная медицина – конкурентная среда, даже государственные клиники вполне реально конкурируют за пациентов в рамках системы ОМС. А между тем пациенты становятся все более самостоятельны в принятии решений. Интернет предоставляет массу информации для реализации такой стратегии поведения. Почти половина женщин (48%) при появлении проблем со здоровьем сначала попытаются решить их самостоятельно, а при выборе конкретного препарата из перечня предложенных гормональных средств 24% женщин полагаются на отзывы в интернете: на форумах и медицинских сайтах («Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер», ВЦИОМ, март 2017 г.).

«Врач более не начальник, не учитель, не родитель, - подчеркнул, выступая на состоявшемся в рамках Х Общероссийского семинара «Репродуктивный потенциал России: версии и контрверсии» круглом столе «Пойми меня: когда пациентки доверяют врачу-гинекологу», заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии медицинского факультета Медицинского института Российского университета дружбы народов Виктор Радзинский, - Пациентки тоже стали другие. Они не приходят на прием, чтобы выслушать приговор. Получив диагноз, современная пациентка тут же пойдет за вторым мнением к другому специалисту. Сегодня женщина, обращаясь к гинекологу по поводу беспокоящих ее проблем обойдет минимум 4-х врачей, прежде чем сделает выбор лечения».

Врачи, по мнению Виктора Радзинского, находятся в непростой ситуации:  слишком много необходимо аккумулировать профессиональной информации.

«Сегодня в день выходит больше десятка профессиональных статей по специальности и врач должен стараться это отслеживать, - подчеркивает профессор. - Современный врач должен опираться на данные исследований, а не на то, к чему он привык».

Но не всегда это удается по объективным и субъективным причинам. В итоге пациентки жалуются на отсутствие единого подхода к выбору лечения или на неоправданно большое, по их мнению, количество назначаемых анализов: «По УЗИ поставили диагноз субмукозный узел размером 1,5 см в полости матки. Один гинеколог говорит удалят, так как узел может мешать имплантации. Другой говорит, что размер небольшой и лучше лишний раз матку не трогать. …В общем, я не знаю. Взяла паузу…».

Выход, по мнению доцента кафедры акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов Ирины Шестаковой прост: «Сегодня российским врачам доступны русскоязычные клинические рекомендации с алгоритмами лечения при том или ином диагнозе. Каждому диагнозу в рекомендациях  соответствует и диагностический минимум. По моему мнению, назначение неоправданно большого количества анализов это тоже ятрогения».

Говорят пациентки и о своеобразном междисциплинарном конфликте, когда в отношении приема одного препарата гинеколог дает определенную информацию, а врач другой специальности ее опровергает.

Отвечая на этот вызов,  Ирина Шестакова подчеркивает необходимость тесного взаимодействия врачей разных специальностей: «Специалисты,  ведущие одну пациентку,  должны проводить совместное обсуждения ее ведения, чтобы исключить назначение препаратов антогонистов и согласовать комплексную терапию».

Все эти проблемы - повод для врачей задуматься об изменении подходов к взаимодействию с пациентами.

«Мы должны вести прием на основании лучшего мирового опыта, принципах этики. Мы должны слушать наших пациенток, вести с ними диалог, - говорит Виктор Радзинский Чтобы соответствовать их ожиданиям, нам, гинекологам, важно также начать перестраиваться, идти в ногу со временем и обладать самыми последними знаниями, а также лучше понимать то, что хотят пациентки».

С желанием помочь

О проблемах российского медицинского образования сказано немало. Не все в порядке и с обучением правильному общению с пациентом. В российских вузах есть соответствующая дисциплина, но подходы к ее преподаванию оставляют желать лучшего.

«У нас есть курс деонтологии, но учат плохо, - комментирует ситуацию Виктор Радзинский. - Тут речь надо вести об изменении подходов к образованию и программы».

Между тем на Западе за некорректное обращение с пациентом можно лишиться врачебной лицензии. Не случайно международные врачебные ассоциации выпускают  подробные рекомендации по особенностям коммуникации с пациентом.

«Готовясь к обсуждению, я попыталась найти международный документ, регламентирующий правила общения и коммуникации с пациентами, - рассказывает Ирина Шестакова. – Такой есть - это кодекс этики акушера-гинеколога, опубликованный FIGO (The International Federation of Gynecology and Obstetrics). Он ценен, прежде всего, тем, что в нем разбираются типичные ситуации для коммуникации в разной культурной среде. Там достаточно четко прописаны возможные варианты ответа в самых различных ситуациях. В России я принимала участие в подготовке «Практикума по консультированию или как стать любимым врачом» - брошюра вышла в рамках образовательного проекта при поддержке компании «Гедеон Рихтер».

Так что пока российским врачам скорее нужно надеяться на самих себя. В целом, отношение к медикам в обществе меняется на более позитивное, престиж профессии растет и многие пациенты понимают, как непросто быть специалистом высокой квалификации.  «Выбор такой профессии, не думаю, что ради любопытства. Скорее всего, это желание достичь чего-то нужного и хорошего в своем деле. Желание помочь и уберечь женщин от многих проблем, сделать добро», - выражает свое мнение одна из пациенток. Трудно не согласиться с таким посылом, но почивать на лаврах врачам не приходится.

«Не учитывать происходящих вокруг изменений нельзя, необходимо обмениваться информацией, - резюмировал обсуждение за круглым столом Виктор Радзинский. – По моему мнению, любые мероприятия, которые нацеливают всех нас вне зависимости от опыта, знаний, возраста на преодоление психологических барьеров, которые мешают работать эффективно, крайне важны»

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.