Владислав Кучма: «Наши дети не получают той помощи, которую могли бы получать»

01.06.2016
00:00
Одним из наиболее эффективных механизмов, который мог бы защитить право детей на охрану здоровья, экспертная группа из среды педиатрического сообщества считает отдельный закон, который формулировал бы основные положения на эту тему. И такой законопроект уже подготовлен. Насколько в действительности необходим подобный документ и что он даст российским детям разных возрастов, в интервью корреспонденту портала «Медицинский вестник» рассуждает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра охраны здоровья детей, член-корреспондент РАН, профессор Владислав Кучма.

- Как вы считаете, насколько нам действительно нужен отдельный закон, касающийся именно детского здоровья?

- На самом деле нужен такой закон. И это должен быть закон прямого действия. Сегодня, если анализировать ситуацию со здоровьем учащихся, мы видим, что родители до конца не понимают возможностей нашей отечественной медицины, а значит, дети не получают той помощи, которую они в общем-то должны были бы получать. Более того, они часто даже не знают об этом. Например, если в поликлинике не хватает медицинских работников молочной кухни, об этом тут же доложат куда надо. Тогда как о фактах дефицита школьных врачей или медицинских сестер нигде толком не говорится. В итоге медицинские осмотры и вакцинация проводятся в срок, а вот реальной медицинской помощи обучающимся, контроля за факторами риска здоровью детей не достает. Родители мирятся с этим, потому что уровень медицинской культуры их самих все еще находится в зачаточном состоянии.

Сейчас многое зависит от политической воли руководителя субъекта, если на этом уровне есть желание что-то делать, ситуация не такая плохая. Но в целом медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в большинстве регионов нуждается в совершенствовании. Поэтому и нужен федеральный закон прямого действия. Дело в том, что существующие сегодня приказы Министерства здравоохранения в отношении нормативов численности врачей, медицинских сестер, врачей по гигиене детей и подростков носят в известной степени рекомендательный характер. При том что даже в Национальной стратегии действия в интересах детей, подписанной президентом, указано – восстановить медицинские кабинеты в школах, оснастить их необходимым оборудованием. Однако разве мы замечаем какие-то принципиальные перемены, которые носят сколько-нибудь плановый характер?

- Получается, что стратегия есть, а четкий план ее реализации отсутствует?

- Получается, что так. И хотя все наши руководители любят прислушиваться и говорить, что они делают все, что советует президент, на самом деле реальных дел в этой области мы не видим. Так, например, одной из обязательных позиций в стратегии записан ежегодный мониторинг факторов риска, влияющих на детское здоровье. Но сейчас такого мониторинга не ведется. Все рапортуют, что пропагандируют здоровый образ жизни. Однако о какой пропаганде может идти речь, если никто не знает о том, какие факторы риска в регионе распространены и в какой степени. Существующая стратегия определяет, формулирует, что надо делать. Но поскольку она не является обязательной к исполнению, регионы вполне могут ей и не следовать.

- Что даст отдельный закон с практической точки зрения?

- Одно из самых важных положений предложенного законопроекта, как мне кажется, — это создание государственного регистра воздействующих на здоровье детей факторов — перечня явлений, объектов, товаров, услуг, объектов, которые могут взаимодействовать с ребенком и способны причинять его здоровью вред или пользу. Казалось бы, какой вред здоровью может наносить школа? Однако есть масса примеров того, что и предметы обихода, и технические средства обучения могут являться источником вредного воздействия. Информационно-коммуникационные технологии, электронные книги, компьютеры, планшеты являются неотъемлемой частью информационного общества. Но никто не изучал, как они воздействуют на здоровье в длительном периоде времени. Сами производители техники мало заинтересованы в проведении такого рода исследований и распространении информации о них. Сейчас за исключением небольших грантов фонды, которые распределяют деньги на исследования, не видят в этом большой проблемы.

От лица профессионального сообщества школьных врачей мы сформулировали требования к электронным учебникам. Но как это реально в жизни ребенка применяется и чем он пользуется, непонятно. Как правило, он пользуется тем, что ему купили родители. Нет серьезных глобальных исследований в отношении ридеров. А ведь электронная книга далеко не одно и то же, что и бумажная книга, особенно для школьников младших классов. Информацию с ридера ребенок запоминает хуже. То есть нельзя просто механически сканировать учебник и перенести его в ридер.

- Какова ситуация со здоровьем школьников в данный момент?

- По нашим данным, от 40 до 60% школьников после десятого класса имеют хронические заболевания. То есть это пациенты, которые будут нуждаться в медицинском сопровождении всю оставшуюся жизнь. И вся эта нагрузка ложится на нашу амбулаторно-поликлиническую систему. Причем эти показатели увеличиваются за время процесса обучения. В 2015 году мы закончили уникальное исследование. В течение 12 лет, начиная с 2004 года, нами были обследованы 800 детей из разных московских школ. Было выявлено, что хроническая заболеваемость c 1 по 10 класс выросла на 53%, функциональные отклонения суммарно на 15%. Лидирующие позиции в этом перечне занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни органов пищеварения, органов дыхания. В связи с ростом интенсивности учебного процесса, все более заметную роль, почти 20%, играют заболевания нервной системы и психические расстройства.

Растет, хотя и не так интенсивно, как в Европе, количество детей, имеющих избыточную массу тела. Причем в среде российских детей избыточная масса тела преобладает у юношей, тогда как у девочек все наоборот — доминирует дефицит массы тела. В то же время современные дети опережают своих сверстников предыдущих десятилетий по длине и массе тела, у них выше темпы и раньше наступает половое созревание. Но печально в этом явлении то, что на фоне увеличения длины тела и мышечной массы показатели динамометрии рук ниже, чем у детей предыдущих поколений. Причем выявлена корреляция данного показателя с уровнем двигательной активности: там, где проводится больше трех уроков физкультуры в неделю, как правило, эти показатели лучше. Задача медиков и педагогов - увеличить двигательную активность в образовательных учреждениях. Это могут быть динамические уроки, динамические перемены, использование тренажеров. Второй значимый фактор - это нормальное питание школьников. За последние годы во многих субъектах школьные столовые были переоборудованы, в них появилась современная техника, которая позволяет классно   готовить с минимальными потерями питательных веществ и ингредиентов. Но нужно понять, как сделать так, чтобы дети ели эту еду, так как часто большая ее часть остается в тарелке. Родители, наблюдая это, вообще отказываются оплачивать школьное питание, начинают давать детям деньги, на которые те покупают газированные напитки и булочки. Дома, если родители работают, ребенок тоже не всегда может питаться своевременно и полноценно. Понятно, почему каждое пятое заболевание у ребенка — это заболевание желудочно-кишечного тракта. Нужно убеждать родителей, чтобы они обеспечивали ребенку еду с собой, менять школьное меню, включая в него те блюда, которые школьники едят с удовольствием. Пусть лучше это будут «гамбургеры». Ведь на самом деле в них нет ничего плохого, обычная школьная котлета в булке, иногда с сыром. Но по крайней мере дети не будут голодными и получат необходимый комплекс питательных веществ. Эксперименты с питанием проводились в одной из московских школ. В них исключили из меню те продукты, которые не пользовались спросом, - рыба приспущенная, щавелевый суп. Вместо них включали другие продукты, которые детям нравились больше, комбинировали, например, сократили порцию пшенной каши и добавили сырник. Пилотный проект в Москве показал, что это можно сделать и это работает.

- Что нужно сделать в рамках существующего правого поля, чтобы улучшить ситуацию с детским здоровьем в школах?

- Нужно проводить популяционные исследования, и не только в Москве, а в разных регионах. В ходе московских экспериментов мы обнаружили, что у московских детей изменились пропорции тела, ноги стали длиннее. При этом все наши требования к одежде, к школьной мебели базируются на данных 30-летней давности. Необходимо создавать новые ГОСТы. Однако мы не можем делать это, основываясь на данных только московского региона. То есть нужны сопоставимые данные в целом по стране. За последние десятилетия изменился уровень информационной нагрузки, которая ложится на современного ребенка. Ее объемы тоже никто не считал. Все говорят о том, как плохо клиповое мышление, но кто может рассказать про его последствия в долгосрочной перспективе с цифрами в руках? Необходимы серьезные исследования в этой сфере.

- Ну а в целом, если обобщить, что нужно, чтобы права и интересы детей защищались более эффективно?

- В свое время у нас был Национальный план действий в интересах детей, который благополучно прекратил свое существование из-за отсутствия соответствующего финансирования на эти цели. Вместо этого сейчас есть стратегия. Но она носит рекомендательный характер. Там описаны и задачи и то, к чему в итоге хотелось бы прийти. Это и создание полноценно оснащенных медицинских кабинетов, и мониторинг распространенности факторов риска, распространение и поддержка школ, содействующих укреплению здоровья. Считаю, что до конца возможностями, предоставленными важным политическим документом, одобренным и подписанным президентом, мы не пользуемся. Ну и в целом необходимо финансировать детское здравоохранение: не менее 25-30% из бюджета здравоохранения субъекта должно расходоваться на нужды детей. В реальности этого нет. Закон, как общий свод всех правил в отношении охраны и укрепления здоровья детей, стал бы единым документом, который отразил бы все потребности и возможности государства в этой сфере.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.