ВШЭ: следует ожидать дефицита ресурсов в здравоохранении

15.10.2018
00:00
Размер государственных расходов на здравоохранение в 2019-2021 гг. составит в среднем 3,5% ВВП, что существенно меньше целевого показателя, включенного в Послание Президента РФ Федеральному собранию. Об этом заявили эксперты Высшей школы экономики в отзыве на проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку.

«По разделу «Здравоохранение» с учетом средств национального проекта объем финансирования увеличивается лишь на 0,07 – 0,28% ВВП в 2019-2021 гг. С учетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов РФ размер государственных расходов на здравоохранение в 2019-2021 гг. составит в среднем 3,5% ВВП, что существенно меньше целевого показателя расходов на здравоохранение, включенного в Послание Президента РФ Федеральному собранию от 1.03.2018 г. (4% ВВП)», – говорится в аналитической записке.

В результате, предупреждают эксперты ВШЭ, следует ожидать дефицита ресурсов на выполнение ряда важнейших задач, в том числе на борьбу с основными причинами смертности. «На проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» предусмотрено направить в 2019-2021 гг. 509,4 млрд руб., что в целом соответствует остроте проблемы. Однако по ряду других не менее важных направлений финансирование существенно ниже. Это касается, прежде всего, финансирования мер, относящихся к сердечно-сосудистым заболеваниям», – указывают они. 

Авторы доклада также обращают внимание на усугубление дисбаланса между затратами на первичную медико-санитарную и специализированную помощь – если на первую планируется всего 32,3 млрд руб. или 4% от общей суммы расходов на национальный проект «Здравоохранение», то на специализированную помощь – 617 млрд руб. или 82%. «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи требует, по проведенным нами расчетам, не менее 220,9 млрд руб. дополнительных затрат в 2019-2021 гг. Вместо этого предусматривается лишь финансирование мероприятий, направленных на устранение имевшего в прошлые годы нерационального сокращения сети ФАП и сельских врачебных амбулаторий в малых и отдаленных поселениях и службы санитарной авиации. Иными словами, не предусматривается целенаправленное финансирование быстрого и существенного повышения качества первичной медико-санитарной помощи», – пишут они, отмечая, что развитие этого вида медицинской помощи в современных условиях остается главным средством сокращения заболеваемости населения и относительного уменьшения потребности в дорогостоящей специализированной медицинской помощи.

Эксперты ВШЭ добавляют, что, как и в прошлые плановые периоды, сохраняется дисбаланс в структуре затрат на инструменты развития: практически все планируемые ресурсы направлены на приобретение оборудования и строительство. При этом в проекте бюджета не просматриваются позиции обеспечения этого оборудования расходными материалами.

Ранее о прогнозируемой стагнации в финансировании здравоохранения заявил заместитель председателя Внешэкономбанка, завкафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Клепач. Он отметил, что средства нацпроекта – это одна двадцатая тех ресурсов, которые тратятся на медицину в рамках страны. Правда, в основном это средства федерального бюджета, а не системы ОМС. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.