Три ступени к медицинской деятельности

05.02.2016
2207

4 февраля в пресс-центре «Парламентской газеты» прошел круглый стол на тему: «Кто сможет вести медицинскую деятельность в России с 2016 года?»

В качестве главных докладчиков выступили директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова и зам. министра образования и науки РФ Александр Климов.

По словам Татьяны Семеновой, 29 декабря были внесены поправки в закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые делегируют Минздраву право определять этапность проведения аккредитации.

- В 2016 году новая процедура допуска к профессиональной деятельности коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а в системе медицинского образования их реализация начата в 2011 году. У нас нормативный пятилетний срок обучения у стоматологов и у провизоров, поэтому в 2016 году летом выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов будут допущены к оказанию профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, - сообщила директор департамента.

Далее Татьяна Семенова подробно рассказала о процедуре аккредитации, включающей три уровня:

- На сегодняшний день нами разработан проект приказа «Положение об аккредитации», он проходит процесс общественного обсуждения. Мы выделяем несколько уровней аккредитации. Первичная аккредитация предназначена для выпускников по программам специалитета. Она будет осуществляться в ближайшие два года: в 2016 году для стоматологов и провизоров, в 2017 - для всех остальных выпускников.

Неудача при прохождении предыдущего уровня не позволит приступить к сдаче последующего,- пояснила Татьяна Семенова. - Первый уровень - это прохождение тестовых заданий. Они подготовлены профессиональными стоматологическим и фармацевтическим сообществами соответственно. Эти тестовые задания опубликованы на сайте Минздрава России, их можно изучать, это исчерпывающий перечень, более 3,5 тысячи вопросов по одной и другой специальности.

Кроме того, по словам директора департамента, на сайте Методического центра по поддержке и проведению аккредитации размещен репетиционный экзамен: программа автоматически выдает набор тестовых заданий конкретно для каждого обучающегося, но строго из той базы тестов, которые опубликованы на сайте Минздрава России.

- Сегодня мы информировали студенческое и ректорское сообщество о том, что в 52 регионах в 2016 году будет проведена аккредитация выпускников по программам стоматология и фармация, чтобы они могли изучать эти тесты, - сообщила Татьяна Семенова.

Говоря о втором уровне аккредитации, она пояснила, что он представляет собой структурированный симуляционный практический экзамен, который проводится также по единым требованиям. Целью экзамена является демонстрация практических навыков в симулированных условиях, когда автоматически оценивается уровень знаний.

И последний уровень - это решение клинических кейсов. Здесь большую роль играет аккредитационная комиссия, которая состоит из представителей профессионального сообщества, работодателей и представителей учебного сообщества и является неким триумвиратом. Эту комиссию утверждает Минздрав России.

Упоминая аккредитацию работающих врачей, Татьяна Семенова пояснила:

- Когда будет идти речь об аккредитации врачей, которые сейчас сертифицируются, подразумевается иная процедура, включающая процесс непрерывного медицинского образования. Она пролонгирована еще на 5 лет. После получения последнего сертификата в ближайшие пять лет врач включается в систему непрерывного профессионального образования. В течение этих пяти лет у врача будет формироваться образовательное портфолио, к нему прикрепляется профессиональное портфолио, и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность продолжения специалистом его профессиональной деятельности.

Планируется еще и третья аккредитация, - сообщила Татьяна Семенова, - когда будут четко разработаны критерии отстранения от профессиональной деятельности, чтобы ее возобновить. В настоящий момент эта процедура только разрабатывается.

Александр Климов коснулся вопросов качества образования:

- Закон об образовании достаточно четко регулирует вопросы качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Такие стандарты у нас есть, и вместе с коллегами из Минздрава России мы провели работу по созданию этих новых стандартов, которая была выполнена ведущими специалистами по соответствующим направлениям медицинской науки и практики. У нас действует система, в соответствии с которой проверку программ и качество подготовки осуществляет Рособрнадзор во взаимодействии с Общероссийской общественной организаций «Медицинская лига России» (президент — академик РАН Геннадий Онищенко), которая получила статус эксперта в области образования. В соответствии с соглашением, подписанным Рособрнадзором и МЛР, эта организация привлекает профессионалов к экспертизе тех программ и того качества обучения, которые реализуются в вузах, независимо от того, является ли этот вуз государственным или частным, подведомственным Минздраву России или Минобрнауки.

Общая работа дает позитивные результаты с точки зрения оценки качества образования, уверен Александр Климов.

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры