Сегодня медицина – это абсолютно открытая система, в которой могут беспрепятственно передаваться знания, навыки, технологии

10.05.2018
00:00
Одним из самых ярких событий в области здравоохранения в России в апреле стала научно-практическая конференция «Лучшие мировые практики управления качеством медицинской помощи». Мероприятие было организовано Фондом Международного медицинского кластера совместно с Центром мониторинга и клинико-экономической экспертизы Росздравнадзора и прошло в стенах открывшегося накануне диагностического корпуса кластера. Руководителям и главным врачам столичных клиник был представлен опыт системы здравоохранения Нидерландов в формате лекций и практических кейсов.

Генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера Михаил Югай рассказал порталу Medvestnik.ru о целях состоявшейся конференции, а также поделился планами на будущее.

Фундамент и ориентиры

– Михаил, как пришла идея организовать такую конференцию?

– Идея висела в воздухе с момента зарождения кластера, который мы рассматривали в первую очередь как образовательную площадку для медицинских специалистов. Другое дело, что учебный процесс не может существовать в отрыве от практики, от медицины, должна быть база. Одна из ключевых задач нашего кластера – образовательная, и миссию мы видим как перенос в Россию лучших практик, знаний и технологий из развитых стран.

– Изначально вы вели речь о передаче передового зарубежного опыта российским врачам. А первая конференция посвящена управлению качеством в клинике и предназначена для руководителей медорганизаций. Вы считаете эту тему отправной точкой в построении эффективной системы здравоохранения?

– Я считаю эту тему фундаментальной для медицины, потому что за управлением качеством кроется нацеленность медицинской деятельности на пациента, для которого в общем-то и существует система здравоохранения. А у нас этот ориентир, к сожалению, в последние годы размылся.

– Есть много инструментов и систем управления качеством. Какие из них были отобраны для этой конференции и почему?

– Философия организации конференции следующая. Голландия – мировой лидер по управлению качеством в здравоохранении, они добились в этом максимального успеха. Поэтому мы пригласили голландских коллег, которые знакомы с нашей системой, поделиться своим опытом.

Конференцию мы сделали в несколько необычном формате: в виде четырех модулей, между которыми трехмесячный интервал. Идея в том, чтобы система подачи знаний соответствовала хронологической последовательности развития системы качества в Голландии.

К системе качества, кстати, подходит определение, которое дают демократии: это ежедневная, рутинная, иногда может быть даже нудная работа, но ее нужно делать. А чтобы у людей была мотивация, они должны понимать, для чего это все. Поэтому главная задача первого модуля нашей конференции – мотивировать врачей, показать им, какие результаты могут быть достигнуты. Мы даем им набор инструментов, которые могут быть внедрены в российских клиниках. Потом каждый пропустит эту информацию через себя и поймет, что можно сделать для улучшения процесса. Все клиники разные, у всех разные приоритеты, и руководители выберут из предложенных инструментов наиболее подходящие для себя.

Остальные модули будут нацелены на помощь тем, кто начнет внедрение систем управления качеством, отвечать на их запросы. То есть программа не фиксированная, а адаптивная.

– При подготовке конференции не возникло сложностей с адаптацией голландского опыта для слушателей из России?

– Конечно, это будет видно по результатам. Но все системы управления качеством базируются на несложных логических инструментах и не касаются нормативной базы. В основном управление качеством – это про организацию процесса внутри коллектива.

Но, несмотря на кажущуюся легкость, всегда существует риск, что процесс внедрения системы управления качеством не будет доведен до конца. А при отсутствии успеха на первом этапе потом очень сложно опять все начинать сначала. Поэтому мы хотим сопровождать коллег на всех этапах и, если возникнет необходимость, предоставить им возможность консультироваться с голландскими специалистами.

Понятно, что не все начнут это делать, по моим прогнозам процентов десять. Но если из 200 человек, посетивших конференцию, 20 постараются внедрить систему управления качеством, это, на мой взгляд, хороший результат. И нам важно закрепить его, чтобы не было историй неуспеха. 

– То есть это не обязательное упражнение, и руководство столичных клиник не будет как-то наказываться или порицаться, если в них не будут внедряться системы управления качеством?

– Мне кажется, трудно заставить человека производить качественный продукт. Нужно сделать так, чтобы он сам захотел это делать, и остальные подтянутся автоматически, потому что всегда равняются на лучших.

Не расходы, а инвестиции

– Какую глобальную задачу вы ставите перед собой, открывая цикл таких конференций?

– Мы уверены, что современное здравоохранение базируется на трех китах: качественной медицинской помощи, непрерывном образовании и научных исследованиях. И если мы хотим развивать отечественную медицину, то должны делать упор именно на образовании.

– Не столкнется ли теория с российскими реалиями: бюджет здравоохранения в нашей стране, наверняка, несравним с голландским, он, как известно, не дотягивает и до рекомендованных ВОЗ 5% ВВП? Клиники, как вы сказали, у нас тоже разные. Не возникнет финансовых препятствий на пути внедрения систем управления качеством?

–  Есть замечательная карикатура: четверо древних египтян с большими усилиями толкают телегу на квадратных колесах, пятый протягивает им круглое колесо, а ему отвечают: не отвлекайте, пожалуйста, мы слишком заняты. На мой взгляд, так можно проиллюстрировать нежелание внедрять систему управления качеством в медицинской организации.

Что касается бюджета, этот процесс не требует какой-то дорогостоящей техники и баснословных дополнительных расходов. Если организация располагает деньгами, она может привлечь консультанта, который поможет сделать все быстрее, но желаемого результата можно достичь и без сторонней помощи. Кстати, про бюджеты я бы говорил немного в другом контексте: мы привыкли к устойчивому словосочетанию «расходы на здравоохранение», в котором содержится некий негатив, но, на самом деле, это не совсем расходы, а инвестиции. То же и с системами управления качеством – это вложения в будущее медорганизации. По статистике, те клиники, которые внедрили эти инструменты, получают больший доход, принимают больше пациентов, то есть развиваются интенсивнее во всех направлениях.       

Не все познается в сравнении

– Планируете ли параллельно программе по обучению управлением качеством запускать другие образовательные проекты, и для кого?

– Безусловно. Мы намерены ориентироваться на потребности московского, а также всего российского здравоохранения. Поэтому начали активно коммуницировать с врачебным сообществом, чтобы понять, какие образовательные программы представляют для них максимальный интерес. Потом мы должны будем найти в мире те лучшие модели, которые максимально подходят потребностям российского здравоохранения.

К примеру, мы сейчас видим интерес к системе организации онкологической помощи, в июне собираемся провести «круглый стол» по обмену опытом в этой сфере с онкологами из Сеула. Южная Корея достигла больших успехов не только в лечении, но и в профилактике и ранней диагностике различных видов онкозаболеваний. Мы предоставим российским специалистам возможность сравнить, как организованы эти процессы у них и у нас. Кроме того, в сентябре состоится официальное открытие медицинского терапевтического центра «Хадасса» в ММК, и к этому событию будет приурочена большая онкологическая конференция. Онкология становится одной из ведущих проблем здравоохранения во всем мире, запрос на борьбу с ней исходит от общества. И мы просто обязаны на него отвечать.

– Планируете образовательные программы для среднего медперсонала, благодаря высокой квалификации которого в развитых странах удается существенно снижать нагрузку на врачей? Я слышал, что в московской клинике «Хадасса» планируют работать именно так.

–  Это одна из «волшебных палочек», которая позволит реализовать потенциал российского здравоохранения. Сестринское звено способно существенно улучшить ситуацию. Мы уже начали работу в этом направлении: в кластере в качестве тренера работает медсестра из Голландии, с ее помощью мы проанализировали, в чем разница в подготовке среднего медперсонала в этой стране и в России, провели несколько семинаров. Но это пока несистемная деятельность, предстоит найти образовательного оператора, возможно, это будет «Хадасса», которая заинтересована в профессиональных кадрах, чья подготовка соответствовала бы принятым в Израиле высоким стандартам. В кластере будут созданы все условия для обучения медицинских специалистов, вскоре здесь откроется один из самых современных в столице и во всей России симуляционный центр. В нем российские врачи смогут учиться делать сложнейшие операции, в том числе лапароскопические.

– Означает ли продвигаемый медкластером посыл о необходимости перенимать зарубежный опыт, что российская медицина сильно отстала? В чем вы видите причины этого отставания?

–  Она не отстала. Конечно, в российской медицине есть области, которые не развились в силу разных причин, в первую очередь, из-за того, что исторически развитие индустрии проходило не в конкурентных условиях. Поэтому в природе медучреждений не заложено стремление к самосовершенствованию. А также отсутствует сервисная составляющая, нет ориентации на пациента. Эти вещи нам нужно наверстывать, перенимая передовой опыт.  

Исторически не развит в России и медицинский менеджмент – организация логичных внутренних процессов в клинике.

Но при этом у нас есть сферы в клинической медицине, опыт которых приезжают перенимать иностранцы.

Вообще, я не стал бы сравнивать и заострять внимание на том, кто от кого отстает. Сегодня медицина – это абсолютно открытая система, в которой могут беспрепятственно передаваться знания, навыки, технологии. Подтверждением этому служит недавнее роад-шоу ММК: мы совершенно не почувствовали обострения геополитической обстановки – все клиники, которые изъявили намерение прийти в кластер, не отказались от него.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 2

Берлов Антон Владимирович
Читаешь и понимаешь, как эти люди далеки от действительности. Они живут на других планетах и в других государствах.
Изотова Анна Анатольевна
Серьезно??? Открытая Система? Смешно! Это тогда, когда профессорско-преподавательскому составу закрывают доступ в электронные базы данных пациентов, заботясь об информационной безопасности), когда приглашённый профессор или просто признанный авторитет в определенной области не может ни чего написать в истори болезни. Мне этот кластер ни какой пользы не принесёт, как и 99,9% действующих врачей. Вот уж воистину, правая рука не ведает, что делает левая...
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.