Проект Правил ОМС: на старые дрожжи…

19.03.2018
00:00
Представлен к обсуждению проект новой редакции Правил ОМС. Тем, для кого тщательное отслеживание всех телодвижений пока успешно уворачивающейся от нападок системы обязательного медицинского страхования не является профессиональным интересом, скажу: этих поправок ждали, так как анонсированное резкое повышение ответственности страховых медицинских организаций (СМО) и их роли в улучшении здоровья россиян как раз и было главным аргументом защитников страховой системы. Мало того, в СМИ появляются пугающие своей категоричностью заголовки: «Страховые компании решили сделать крайними», «Ответственность страховщиков в медицине резко вырастет» и т.п.

И что же мы видим? Если коротко – то все в названии. Ни одна из актуальных проблем не решена, новые проблемы обеспечены.

Тезисно о главном

  1. Об обещанном уменьшении финансовых санкций в отношении медицинских организаций (МО). По штрафам – крайне незначительное ослабление коэффициентов по недостаткам информирования через сайт или информационные стенды. По неполной оплате - особо остро критикуемые виды «дефектов» никуда не делись, трактовка их не изменилась, только они появились и в других пунктах с несколько меньшими коэффициентами. То есть – как договоритесь. Все опять на откуп проверяющим. В итоге не ослабление санкций, а одна видимость.
  2. Об информировании застрахованных. Существующие уже почти два года положения о создании абсолютно нежизнеспособной с технологической точки зрения системы обеспечения «прозрачности и регулирования» очередности госпитализаций на практике ожидаемо не выполнялись. Теперь же предлагается расширить (!) их за счет сведений о диспансеризации. Граждане, подлежащие этой весьма неоднозначной по эффективности процедуре, должны быть информированы СМО о сроках ее прохождения и результатах по этапам. Предусмотрена даже повторная напоминалка для неявившихся в первый раз. Вроде бы на пользу. Но все это полностью силами медицинских организаций. Они должны представить и план на год, и помесячный план с фамилиями, и представить все результаты. СМО их просто перешлют, с «честью» выполнив привычную посредническую функцию. Непонятно, почему МО не смогут это сделать напрямую? Мало того, особый цинизм, этакая вишенка на тортике, заключается в праве СМО применить к МО санкции за неисполнение их же планов. То есть медорганизациям предлагается стать неоклассической унтер-офицерской вдовой: подать свои планы, потом результаты и при несовпадении получить санкции. 
  3. Вся схема финансового обеспечения практически не изменилась. Вместо необходимости расчета истинной потребности в медпомощи и экономически обоснованных тарифов (с учетом постоянно возрастающих требований по стандартам и порядкам) она сводится к упорному отстаиванию баланса выделенных денег и предусмотренных ПГГ объемов через практически автоматом получившиеся при этом тарифы. Да которые при этом никакого отношения к экономически обоснованным затратам не имеют.
  4. Амортизационные затраты. Очень важный вопрос (к финансово полноценному тарифу), по сути, о том, как реально обеспечить выполнение требований табелей оснащения порядков оказания медпомощи. Если амортизация в тарифах – значит, у МО будут средства на приобретение оборудования (естественно при этом надо убрать ограничение на приобретение основных средств). Если в тарифах нет – то это, как предусмотрено и сейчас, обязанность собственника МО. В отношении ведомственных и частных клиник это как-то работает. А в отношении госучреждений абсолютно не работает из-за отсутствия ответственности госсобственника за необеспечение соответствующего нормативным требованиям имущественного комплекса (здания + оборудование). И как же эту коллизию решают Правила ОМС? Как всегда в сложных вопросах – неопределенностью, туманом.

В возможных затратах амортизация указана, в описании состава тарифа присутствует волшебная оговорка: если такие затраты предусмотрены ПГГ. А если не предусмотрены и собственник сам не купил? Правильно - ответственность главного врача, штрафы, угроза отзыва или приостановки лицензии. А также финансовые санкции за фактическую и объективно не зависящую от врачей невозможность выполнить все требования по качеству и безопасности медпомощи. Да, и в настоящее время – жалобы пациентов, следственный комитет и реальные сроки.

  1. Перечень сведений, подаваемых медорганизацией в уведомлении об участии в ОМС, не претерпел никаких изменений. Хотя требования по опубликованию (не очень ясно, зачем они массовому потребителю) в реестре мощности коечного фонда и амбулаторной службы (даже в разрезе врачей-специалистов!) по клиническим профилям по факту не выполнялись. Можно посмотреть актуальный реестр на сайте ФОМС. Не выполняются и некоторые другие важные технологические моменты. Это сразу наводит на мысль, что далеко не все, что написано сейчас, будет сделано, даже если звучит перспективно. Отсюда – к следующему пункту.
  2. Работа комиссий по разработке территориальных программ ОМС. Именно они утверждают тарифы и распределяют объемы по МО. В отношение тарифов - продолжение линии на соответствие структуре и содержанию Тарифного соглашения, а отнюдь не требуемым затратам.

Есть очень важные и правильных по сути положения:
- о необходимости рассмотрения (лучше бы соответствия) информации исполнительного органа госвласти субъекта РФ в области охраны здоровья по объемам медпомощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год;
- о необходимости учесть стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта РФ по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта РФ, транспортную доступность медорганизаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения;
- о необходимости разработки показателей эффективности деятельности МО.

Это все и раньше так или иначе звучало в нормативной базе. Только не выполнялось или выполнялось неполно и формально. Причины? Нет денег и требуемых компетенций.

Что же в итоге? Объемы не соответствуют потребности, тарифы - затратам, нормативные требования и ответственность медработников - реальному финансовому их обеспечению, а вся обещанная ответственность страховщиков ложится на плечи медорганизаций и расплывчато формулируется в виде «осуществления информационного сопровождения» без явного указания санкций к СМО за недостижение показателей результата: доля охвата диспансерным наблюдением, невыполнения рекомендаций врача, отсутствия приверженности к ЗОЖ и т.п. А статьи о росте ответственности СМО, похоже, пишутся ими же или по их заказу.

Все перечисленное изменением Правил ОМС не решить. Надо менять 323-ФЗ, 326-ФЗ и еще много чего. Но хочется же чего-то хорошего. Оно есть. В проекте правил предусмотрена возможность подачи заявления через Единый портал государственных и муниципальных услуг с получением полиса ОМС не только в СМО, но и «иных организациях». Вероятно, МФЦ. Это отлично! После того, как это случится, СМО точно можно будет убирать, не опасаясь «народных волнений». Если только заработает, конечно…»

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 2

Морозов Евгений
Господин Прохоренко уважаемый человек, но ошибается в отдельных пунктах. По информированию о диспансеризации - пишете чушь. Вы хоть бы ознакомились с процессом, благо уже первый год этого "безобразия" прошел. По факту ТФОМС обеспечивает создание списков ("с помощью информационного ресурса ТФОМС"), а СМО должны любыми способами - СМС, письма, звонки, оленьи упряжки, прыжки с парашютом обеспечить 100% информирование этих людей. И кого будут наказывать - это СМО за неполное информирование (3000 за человека), за недостаточный процент явки информированных. А в статье враньё про отсутствие санкций к СМО. А МО как "рисовало" диспансеризацию, так и продолжает. Включают в списки и диспансеризируют умерших, уехавших и пр. Новый приказ Минздрава по диспансеризации откровенно странный, мало того, очень слабо стыкуется с другим приказом о профосмотрах. Там теперь полная путаница в сроках и датах. И Минздрав своим подопечным разъяснять что либо не спешит. По поводу оснащения и пр. При чем тут правила ОМС? Это не закон о бюджете, это лишь ПРАВИЛА РАБОТЫ для тех кто СОГЛАСИЛСЯ работать в ОМС. Для работы необходимо минимальное оборудование. В данный момент сделали инструмент через НСЗ по доп. закупкам и финансированию обучения персонала. НСЗ формируется как раз из тех самых штрафов. Как итог - либо г-н Прохоренко в силу занятости недостаточно изучил предметную область, или сознательно врет, чего, конечно быть не может.
Прохоренко Николай Федорович
Раз за разом убеждаюсь в откровенно слабой организации СМО по защите своих интересов. Давно бы уже собраться да и написать единую методичку по основным пунктам постоянных к ним претензий. А то, что ни ответ, то или серый формализм, или практически анонимный (не считать же просто ник Евгений подписью) эмоциональный всплеск. Да, конечно, за 19 лет работы в СМО, занимаясь именно нормативными документами системы, по мнению комментатора Евгения мне не удалось постичь всю "глубину" этой арифметически простой посреднической системы. Системы, где фондообразование может сделать вчерашний школьник в табличке Excel после однодневного обучения. Так в чем же мое "вранье"? Слова про парашюты и оленьи упряжки, конечно, весьма образные, но легковесные. Что-то прецедентов не было. Загадочный "информационный ресурс ТФОМС" без работы со стороны МО не сможет составить список и график прохождения диспансеризации. А штрафы к СМО... Сколько конкретно по данному дефекту было заплачено СМО? За сколько человек, не получивших никаких уведомлений? По крайней мере ни я, ни члены моей семьи никакой информации о диспансеризации от СМО за все эти 25 лет не получали. Кого-то оштрафовали за это? Сомневаюсь. Насчет "минимального оборудования" (это так, походя, о табелях оснащения порядков оказания медпомощи, вероятно) - купить то МО может за счет ОМС только откровенную мелочь, в пределах лимита на единицу. НСЗ, как и многие другие возможности системы ОМС существует или для избранных МО, или на бумаге. Так, если посмотреть фактические затраты по этим направлениям, все становится ясным. Поэтому эта информация вне системы и недоступна. Для примера, озвученного О.Царевой два года назад, в Москве от потенциально возможных сумм на обучение было потрачено менее 1%. Там такие ограничения, что МО очень трудно добраться до отобранных у них же средств. Да и логика формирования этого НСЗ, особенно с сумм реестров счетов,отклоненных по превышению объемов, чего стоит. Про обоснованность тарифов у СМО мнение почти солидарное: "- Да, да, что-то там МО говорят. Может и недостаточно, но это не наша проблема ...". А требовать всякого уровня соответствие требованиям тут как тут. Некрасиво как-то. Так кто же тут врет то?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.