Протоколы преткновения

09.06.2018
00:00
Госдума одобрила в первом чтении правительственные поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающиеся вопроса клинических рекомендаций. В частности, предусматривается обязательная разработка протоколов лечения (ведения) пациентов каждой медицинской организацией. По идее, протоколы будут содержать алгоритмы, заложенные в единых клинических рекомендациях. Но что выйдет из этого на практике, бременем или благом окажутся нововведения?

Согласно действующей редакции закона, клинические рекомендации приравнены к протоколам лечения больных (эти термины используются в качестве синонимов) и наряду с порядками и стандартами медицинской помощи являются обязательными для исполнения (ст.37 закона № 323-ФЗ) и позволяют оценивать качество медицинской помощи. Новый законопроект предполагает разделение указанных терминов, при этом протоколы лечения будут разрабатываться с учетом клинических рекомендаций.

Огород городить

При рассмотрении законопроекта депутатами не обошлось без замечаний. В медицинском сообществе также не считают документ идеальным. И больше всего вопросов вызывает пункт о разработке протоколов лечения каждой медицинской организацией.

Так, в адрес Национальной медицинской палаты поступило письмо эксперта по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, профессора Дмитрия Пивня, в котором он критикует эту норму и предлагает сосредоточиться исключительно на разработке и использовании клинических рекомендаций. По его мнению, вся необходимая информация об оказании медицинской помощи может быть включена в клинические рекомендации и существующие порядки оказания медицинской помощи. А разработка и принятие протоколов только забюрократизирует процесс и создаст правоприменительную проблему.

Готовы ли вы к изменениям, которые произойдут с принятием законопроекта о клинических рекомендациях?

С такой точкой зрения согласен руководитель аппарата НМП Владимир Семенов: «В целом поддерживаю разделение понятий "клинические рекомендации" и "протоколы лечения", так как это разные документы. В то же время обращает на себя внимание введение двойного понятия – "протокол лечения (протокол ведения пациента)". Возникает вопрос: чем отличается "лечение" от "ведения"? Авторы проекта вновь вводят двойственность трактовок. При этом есть риск появления целого потока хаотичных и разрозненных документов по лечению тех или иных заболеваний. Если каждый руководитель медицинской организации будет сам для себя принимать решение, что из клинических рекомендаций включать в разрабатываемые протоколы, будет сведена на нет всякая систематизация и унификация медицинской помощи», – заявил он порталу Medvestnik.ru.

Финансовый вопрос

По мнению эксперта, важен и фактор трудозатрат. «Разработка протоколов на основании клинических рекомендаций представляется осуществимой в моно-центрах, например федеральных, где оказывается один - два вида медицинской помощи, скажем, при онкологических, нейрохирургических или сердечно-сосудистых заболеваниях. Но если говорить об областной больнице или центральной районной больнице, которые оказывают медицинскую помощь по нескольким десяткам направлений, то разработка протоколов лечения для них – колоссальная работа. Возникает вопрос: кто, когда и за чей счет будет ее проводить? Скорее всего, обязанность по разработке протоколов будет возложена на заведующих отделениями. Они будут вынуждены потратить на эту работу огромное количество времени. Это займет не месяц и не два, а, возможно, целый год и не оставит ресурсов на прямые обязанности по руководству отделением и лечению больных», – отметил Владимир Семенов.

Представитель НМП также высказал опасение, что разработки протоколов лечения больных в каждой медицинской организации могут привести к финансовым потерям. «Если главный врач организации, разрабатывая протокол лечения (ведения) больных, учитывает при этом не все, что предусмотрено в клинических рекомендациях по данной нозологии, у страховой компании появится возможность «снимать» деньги с больницы», – предупреждает Владимир Семенов.

В отношении опасения существенных различий протоколов лечения в зависимости от оснащенности медицинских организаций эксперт не столь категоричен: «В порядках оказания медицинской помощи перечислены требования к стандартам оснащения медицинской организации  при оказании тех или иных видов медицинской помощи. Если стандарт не соблюден, клиника просто не получит лицензию на данный вид деятельности», – отмечает он.  

Обойти коллизии

Медицинский юрист Иван Печерей, напротив, поддерживает предложенные поправки в закон № 323-ФЗ. Он считает принятие собственных протоколов лечения каждой медицинской организацией хорошей идеей, которая поможет решить ряд правовых проблем.

По словам юриста, сегодня в основу выявляемых и доказываемых в суде дефектов оказания медицинской помощи часто оказывается заложена материально-техническая составляющая лечебной организации, вернее, ее недостатки. Нехватка средств в ЛПУ нередко ведет к отсутствию того или иного необходимого оборудования или его поломки и длительного простоя. Еще одна проблема нехватка кадров, что тоже может сказаться на качестве оказания медицинской помощи.

«В пояснительной записке к законопроекту указано, что протокол лечения пациентов будет учитывать реальное материально-техническое оснащение медучреждения. В этом спасение для ЛПУ. Разработав протокол, медицинская организация сможет учесть все риски, связанные с недостаточностью материально-технического оснащения», - полагает Иван Печерей.

Он также считает, что с внедрением в практику протоколов лечения пациентов в каждой медицинской организации существенно снизится количество выявляемых дефектов оказания медицинской помощи.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.