ФАП-строительство не решает проблем

14.02.2017
504

Лицо медицины в сельской местности - фельдшерско-акушерские пункты. Но большая их часть давно морально устарели, а во многих населенных пунктах их попросту нет. Эксперты говорят: чтобы вдохнуть в сельское здравоохранение новую жизнь, нужна отдельная федеральная программа по поддержке первичного звена.

Открытие ФАПа в Хиттолово (Ленинградская область) | Фото: сайт Администрации Ленинградской области

По информации фонда независимого мониторинга «Здоровье» со ссылкой на данные Счетной палаты, в 2015 году в России насчитывалась 31,6 тысячи ФАПов. Однако работают далеко не все. «Мы ездим по регионам и видим, что многие из них числятся только на бумаге. И это при том, что в 90% случаев ФАП на селе является единственным местом, где можно приобрести лекарства», - отмечает директор фонда Эдуард Гаврилов.

Что стоит ФАП построить?

Но обвинять региональные власти в бездействии нельзя. Программы по развитию первичного звена финансируют многие субъекты. Например, Нижегородская область, где создана региональная программа строительства типовых ФАПов. Средняя стоимость одного такого пункта колеблется от 6 до 6,7 млн рублей. При этом региону дешевле возвести новый ФАП, чем ремонтировать устаревший. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пообещал в течение 2017 года выделить 150 млн рублей на строительство 26 ФАПов в тех поселках, в которых они вообще отсутствуют. А затем привести в порядок еще около 40, капитально отремонтировав или заменив их типовыми.

В январе 2017 года отдельную программу по развитию фельдшерско-акушерских пунктов по поручению главы региона должен был подготовить Минздрав в Приамурье. Аналогичная губернаторская программа по капитальному ремонту и строительству ФАПов действует в Томской области: в 2016 году здесь были введены в строй 25 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в этом планируется возвести 11 объектов и отремонтировать шесть. В 2017 году 11 новых ФАПов будет построено в Пермском крае, в Удмуртии – построят 22 новых и еще в 10 планируется капитальный ремонт. В Крыму в 2016 году был открыт 21 фельдшерско-акушерский пункт, в основном это модульные быстровозводимые объекты. По данным, которые приводила в рамках рабочего визита в республику в 2016 году министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в течение 2017 года в Крыму планируется построить еще 22 объекта.

В Забайкальском крае в капитальном ремонте нуждаются 180 ФАПов из более 500 и еще пять необходимо построить. При этом, по данным краевого Минздрава, только в 73 пунктах есть собственный автотранспорт, в 42 проведен интернет. Региональный Минздрав планирует создавать постоянно действующие мобильные бригады медиков, чтобы повысить доступность помощи.

Строительство шести новых ФАПов было завершено в 2016 году в Якутии. При этом, как сообщил в начале февраля министр здравоохранения региона Михаил Охлопков, в республике объявлен мораторий на сокращение медицинских учреждений. «У нас есть понятия – нормативы оказания медицинской помощи. Мы должны оказывать экстренную медицинскую помощь в течение 20 минут. Неотложная помощь должна быть оказана в течение 180 минут, и первичная специализированная помощь должна быть оказана в пределах 180-190 минут. Нам крайне невыгодно сокращать больницы. Мы будем держаться за каждое специализированное отделение и за каждую специализированную медицинскую организацию», — заявил он.

Качественная реорганизация

Не везде процесс реновации ФАПов протекает гладко. В начале февраля ОНФ представил данные мониторинга ситуации с работой пунктов в Подмосковье. По данным «фронтовиков», из построенных в 2015 году 48 объектов сегодня функционируют лишь 23. Остальные стоят закрытыми с момента сдачи в эксплуатацию, то есть больше года. Данные факты стали поводом для обвинения региональных властей в нецелевом расходовании средств. Однако, как пояснил в конце декабря на заседании Мособлдумы заместитель начальника Управления капитального строительства Министерства строительного комплекса Московской области Александр Давлетов, введение 45 ФАПов в 2016 году было перенесено на следующий год из-за того, что возникли проблемы с земельными участками. Всего же, по его данным, в Московской области с 2015 по 2017 год запланировано строительство 135 ФАПов.

И все же, как уверяет Эдуард Гаврилов, для улучшения ситуации с сельской медициной предпринимаемых мер мало. «Число посещений ФАПов жителями села в 2015 году сократилось на 5,6% (с 78 до 73,7 миллиона посещений). Одна из возможных причин этого – сокращение числа самих ФАПов», - отмечает он. То есть, даже несмотря на положительные сводки из регионов, в фонде делают вывод, что негативная тенденция в плане доступа сельских жителей к медпомощи продолжает сохраняться.

Причем особого выбора у селян нет. Больше 16 тысяч сел расположены за 20-50 км до ближайшего ФАПа или фельдшерского пункта, а еще 4 с лишним тысячи – и того дальше. Половина всех населенных пунктов лишена общественного транспорта, и жители могут добраться до медицинских организаций только на своей машине или пешком. «В августе 2015 года мы провели опрос среди 6,2 тысячи медработников из 85 регионов. Почти 80% из них подтвердили, что им известно о случаях закрытия медицинских организаций в сельской местности. При этом практически все медики уверены, что подобная оптимизация отрицательно влияет на доступность медицинской помощи в небольших населенных пунктах», - уточнил Эдуард Гаврилов.

Лечение на расстоянии

В поисках решения проблемы региональные власти изыскивают разные способы. Где-то, как, например, в Белгородской области, делают ставку на мобильность. Передвижной фельдшерско-акушерский пункт уже почти год курсирует по районам, где фельдшеров нет вообще. В автомобиле с автономным водоснабжением есть необходимое оборудование для осмотра пациентов, вакцинопрофилактики взрослого и детского населения, оказания плановой, неотложной, а при необходимости и экстренной медицинской помощи. Установлен аппарат ЭКГ, весы, ростомер, тонометр, глюкометр, небулайзер для измерения дыхания, набор лекарственных препаратов для выездной аптечной торговли. За 8 месяцев прошлого года медицинскую помощь в таком мобильном ФАПе получили 1600 человек. Такие же передвижные медицинские пункты работают в Челябинской, Оренбургской, Сахалинской областях, на Ямале и в Республике Коми.

С целью повышения доступности медпомощи где-то, как в Смоленской области, организуют сборные выездные бригады врачей из центральных больниц. Ну, и конечно, модернизируют сами ФАПы. В Томской области, например, с целью снижения летальности от болезней системы кровообращения ставят в сельские фельдшерско-акушерские пункты дистанционные аппараты ЭКГ. Снятую фельдшером на месте кардиограмму можно передавать в районные больницы и ОКБ, где будут принимать решение о тактике лечения. В регионе уже закуплено 268 дистанционных аппаратов ЭКГ на общую сумму 22 млн рублей. Телеметрическим оборудованием в течение трех лет планируется оснастить 642 пункта в Нижегородской области.

Впрочем, иногда сам ФАП есть, но в нем некому работать. Фельдшерские ставки в ФАПах предлагают врачам, есть также региональные программы по выплате подъемных, сумма компенсаций которых разнится от региона к региону от 150 до 500 тысяч рублей. В Удмуртии, где из 611 ФАПов в сотне нет постоянно работающих специалистов,  фельдшерам выплачивают 500 тысяч рублей. Аналогичные программы работают в Архангельской, Псковской, Оренбургской, Владимирской областях.

«У нас в Смоленской области из 500 ФАПов закрыто только два. Но и то причина лишь в том, что сами населенные пункты перестали существовать», - рассказала «МВ» председатель Смоленской врачебной палаты, председатель Общественного совета по здравоохранению при Минздраве РФ Наталья Аксенова. Однако и она согласна с тем, что главная проблема сельского здравоохранения – кадровая. Из-за отсутствия специалистов нередко два ФАПа обслуживает один фельдшер. «Думаю, нужна федеральная программа по развитию первичного звена, где ФАПы были бы прописаны отдельной строкой, а также отдельные меры по поддержке специалистов среднего звена», - предлагает Наталья Аксенова. 

Число подразделений, входящих в состав больничных организаций, расположенных в сельской местности в 2015 году

Амбулатории

Участковые больницы в составе медицинской организации

Фельдшерско-акушерские пункты (включая передвижные)

Фельдшерские пункты (включая передвижные)

Российская Федерация

4264

1307

32803

2073

Центральный федеральный округ

845

100

6603

602

Белгородская область

52

9

542

-

Брянская область

55

1

568

22

Владимирская область

56

1

325

-

Воронежская область

142

26

470

-

Ивановская область

16

-

244

-

Калужская область

19

8

380

-

Костромская область

38

-

156

165

Курская область

28

3

355

-

Липецкая область

25

1

388

-

Московская область

202

16

441

-

Орловская область

30

5

448

-

Рязанская область

36

12

497

26

Смоленская область

37

8

484

-

Тамбовская область

-

-

438

43

Тверская область

26

10

511

56

Тульская область

28

-

41

290

Ярославская область

55

-

315

-

Москва

-

-

-

-

Северо-Западный федеральный округ

219

62

2332

101

Республика Карелия

50

2

128

-

Республика Коми

17

13

303

-

Архангельская область без автономного округа

53

21

443

-

Ненецкий автономный округ

-

-

24

-

Вологодская область

47

21

522

-

Калининградская область

15

3

204

-

Ленинградская область

2

-

175

14

Мурманская область

11

-

20

-

Новгородская область

22

2

164

87

Псковская область

2

-

349

-

Санкт - Петербург

-

-

-

-

Южный федеральный округ

421

164

2259

7

Республика Адыгея

20

2

122

-

Республика Калмыкия

11

2

88

-

Краснодарский край

124

67

407

7

Астраханская область

41

22

145

-

Волгоградская область

44

45

699

-

Ростовская область

181

26

798

-

Северо-Кавказский федеральный округ

467

173

844

702

Республика Дагестан

156

105

381

622

Республика Ингушетия

23

-

18

-

Кабардино-Балкарская Республика

95

-

14

1

Карачаево-Черкесская Республика

6

12

87

2

Республика Северная Осетия - Алания

51

1

33

17

Чеченская Республика

59

27

185

-

Ставропольский край

77

28

126

60

Приволжский федеральный округ

971

206

10603

423

Республика Башкортостан

172

45

2080

-

Республика Марий Эл

42

9

214

-

Республика Мордовия

26

-

489

-

Республика Татарстан

92

17

1768

-

Удмуртская Республика

61

16

611

-

Чувашская Республика

43

6

508

17

Пермский край

72

12

640

-

Кировская область

62

3

532

41

Нижегородская область

89

51

800

70

Оренбургская область

154

10

950

-

Пензенская область

65

7

303

202

Самарская область

-

-

476

17

Саратовская область

79

13

821

-

Ульяновская область

14

17

411

76

Уральский федеральный округ

171

83

2446

143

Курганская область

21

2

628

110

Свердловская область

12

7

407

-

Тюменская область без автономного округа

45

19

672

-

 Ханты-Мансийский АО

27

20

71

-

 Ямало-Hенецкий АО

12

14

15

16

Челябинская область

54

21

653

17

Сибирский федеральный округ

774

293

5957

82

Республика Алтай

18

10

135

-

Республика Бурятия

96

7

336

-

Республика Тыва

16

3

92

-

Республика Хакасия

31

20

123

-

Алтайский край

223

25

881

-

Забайкальский край

14

11

467

-

Красноярский край

78

58

853

-

Иркутская область

71

61

624

60

Кемеровская область

-

-

486

1

Новосибирская область

110

51

915

-

Омская область

102

45

809

-

Томская область

15

2

236

21

Дальневосточный федеральный округ

272

216

1236

13

Республика Саха (Якутия)

63

143

208

4

Камчатский край

11

2

26

9

Приморский край

43

5

344

-

Хабаровский край

51

24

175

-

Амурская область

58

22

318

-

Магаданская область

2

4

11

-

Сахалинская область

30

6

73

-

Еврейская автономная область

8

-

62

-

Чукотский автономный округ

6

10

19

-

Крымский федеральный округ

124

10

523

-

Республика Крым

124

10

511

-

город Севастополь

-

-

12

-

 Источник: Минздрав

Нет комментариев

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь

Партнеры

Яндекс.Метрика